Сергей Урсуляк: "Сейчас, чтобы испортить человеку репутацию, надо его поставить министром культуры"

Свой творческий вечер, который состоялся сегодня в Сыктывкаре в академическом театре драмы имени Виктора Савина, автор знаменитых сериалов "Ликвидация", "Жизнь и судьба" и "Исаев" Сергей Урсуляк начал с обсуждения философского вопроса: что для него значит быть русским? С восхищением говорил о природе нашей республики, о проблемах развития ее культурной сферы. И конечно в ответах на вопросы зрителей коснулся темы кино.

Фото Марии Шумейко

По пути из Москвы в Сыктывкар Сергей Урсуляк надолго задержался перед вылетом в аэропорту. Дважды, по его словам, самолет начинал разгон и дважды останавливался. В итоге после долгого ожидания пассажирам пришлось сменить борт, а сам полет занял больше времени, чем предполагалось изначально. Поэтому на свой творческий вечер Урсуляк прибыл немного утомленным. И, самое печальное, по его собственным словам, он так и не успел познакомиться с городом.

Перед тем, как приступить к беседе со зрителями, Сергей Урсуляк предложил посмотреть 15-минутный документальный фильм, созданный его друзьями. Фильм повествовал о том, как создавались знаменитые сериалы режиссера. Размышляя в фильме о причинах, благодаря которым год назад выпустил на экраны очередную экранизацию "Тихого Дона", Урсуляк заявил, что каждое поколение должно заново переосмыслять опыт своих предшественников. И при этом как бы обмолвился, что он не швейцарец и именно поэтому вновь и вновь касается темы нашего прошлого. В результате с этим и был связан самый первый вопрос:

- Что значит, вы не швейцарец? Что для вас значит быть русским?

- Я имел в виду именно то, что сказал, - ответил режиссер. - Да, я не швейцарец и не австриец. И, стало быть, проблема выбора Трампа меня интересует гораздо меньше, чем то, что происходит в моей стране. Что я вкладываю в понятие "русский"? Это очень большой вопрос. Это, конечно, какое особенное состояние души, в котором очень много намешано. Быть русским, это, наверное, ощущать за собой поколения людей. Это ощущать масштаб этой страны. Наверное, в огромной степени это разболтайство. Так сказать, нескрупулезность в доделывании чего-либо. Почему у нас не получаются швейцарские часы? В какой-то момент нам становится скучно ковыряться. Поэтому мы ни до чего доковыряться и не можем. Быть русским - это, наверное, страсть к какой-то идее, которая объединяла бы всех. Это вера в справедливость и убежденность в том, что все в конечном итоге кончится хорошо. Русский человек - это сочетание несочетаемого. В этом кошмаре противоположных вещей и прячется русский характер. Именно поэтому, я думаю, с одной стороны мы всем так интересны, с другой - нас боятся. Мы очень страстные люди. Мы часто неадекватны в своей любви и в своей ненависти.

Разговор не мог не коснуться темы нашей республики:

- Каково ваше первое впечатление от встречи с Коми?

- Такой красоты я прежде никогда не выдел, - прозвучало в ответ. - Смотрел вниз, когда летел на самолете, и сверху все здесь выглядит потрясающе: белые деревья, белая трава, дымка потрясающая - это безумно красиво. Потом мы сели. Думал, сейчас все это разрушится, но ничего не разрушилось: те же белые деревья, красивый мороз... Въезжаешь в город, здесь еще остались деревянные дома, какая-то сталинская архитектура. Нет этого московского кошмара, где из особняка торчит какая-то жуть, которую за деньги поставили. Отсутствие денег в данном случае идет на благо.

И конечно известного столичного деятеля культуры не могли обойти одним из самых обсуждаемых в культурной сфере региона вопросов:

- Может ли успешно управлять культурой республики 23-летний молодой человек?

- Я рад бы был поздравить вас с министром культуры или огорчить, но я ничего не скажу, - ответил Сергей Урсуляк, - потому что у назначения 23-летнего человека министром есть свои плюсы и свои минусы. А если бы назначили 78-летнего, было бы лучше? По крайней мере, у 23-летнего есть что-то впереди. Он может меняться, может учиться. Уверяю вас, назначили бы меня, было бы хуже. Надо просто работать. Конечно, это большая должность и важная. Ну, снимут... Что он, первый, что ли? Кстати сказать, обратите внимание на ситуацию в Москве. Относительно федерального министерства культуры меня тоже спрашивали, ну как можно с таким министром? Как будто предыдущие министры были другими. Не такое видел. Говорят, подпишите петицию, чтобы снять Мединского! Прямо заявил: не буду подписывать! Это 22-й министр на моей памяти. И дело не в министре. Сейчас кого не назначь - все равно будет плохо. Денег на культуру нет. А раз нет денег, всегда будут недовольные. Сейчас, чтобы испортить репутацию человеку, надо его назначить министром культуры. Я сейчас точно знаю, как надо управлять культурой. Но назначь меня - все точно провалю. Потому что разобраться невозможно. Все требуют: дай, дай, дай... Все музеи хотят быть как Эрмитаж. Про кино я вообще не говорю - просто рвачи в законе.

А дальше говорили о кино. О его перспективах. Планах режиссера на будущее. Обо всем этом - в ближайшем материале на БНК.

По материалам ИА "Север-Медиа"

6 декабря 2016

Культура