За два года с "Лабораторией безопасности" познакомятся более 4,5 тысяч детей Коми

Об особенностях появившегося в Коми мобильного автогородка "Лаборатория безопасности" рассказала один из авторов проекта, президент экспертного совета "Движение без опасности", зампред Общественного совета Минтранса России Наталья Агре.

Цель понятна — формирование культуры поведения детей на дорогах. Для снижения числа аварий с участием детей, предотвращения ключевых факторов риска в области детской безопасности на дорогах и была создана программа "Лаборатория безопасности". Она предусматривает полное погружение детей в процесс осознания опасностей на дороге.

В каждом регионе, где будет открыт центр, за два года реализации проекта обучение пройдут более 4500 детей.

Программа интересна тем, что учащихся разделяют не четко по возрасту, а по нескольким блокам: для детей, передвигающихся со взрослыми, для самостоятельных детей-пешеходов, для будущих водителей и для педагогов и родителей. Уникальность методологии заключается в профессиональной и разумной компоновке информации, а мобильность программы позволяет охватить обширную аудиторию.

Самая младшая аудитория программы - дети 5-8 лет, которые, в основном, передвигаются только в сопровождении взрослых. Поэтому авторы методологии включили в этот блок не только материалы по основам самостоятельного принятия решений, но и оценку решений сопровождающего. Таким образом, ребенок уже в этом возрасте может сделать замечания сопровождающим, если ими были нарушены правила дорожного движения.

Для этой группы разработано четыре направления: - Двухколесный транспорт (выбор безопасных мест для катания, правильная экипировка и оснащение велосипедов, взаимодействие с другими участниками дорожного движения);- Пешеходы (проработка типовых ситуаций с использованием игровых инструментов, которые позволяют ребенку выработать стратегию поведения);- Пассажиры (что такое безопасное место в автомобиле, как правильно пользоваться средствами пассивной безопасности, что такое отвлечение внимания водителя, правила ожидания общественного транспорта и поведение в нём);- Первая помощь (оповещение сотрудника МЧС об опасной ситуации, действия для самозащиты).

Для детей в возрасте 9-13 лет самая главная проблема - это расфокусированное внимание, невозможность комплексно оценить ситуацию. Поэтому основная задача работы с этой группой - научить их осознавать последовательность возникновения опасных ситуаций и действовать в соответствии с их появлением.

Для этой группы также разработано четыре направления: - Двухколесный транспорт (взаимодействие с пешеходами и автомобилистами, средства защиты);- Пешеходы (места и особенности перехода проезжей части, физические аспекты движения автомобиля);- Пассажиры (более детальная проработка информации о правильном пользовании средствами пассивной безопасности);- Первая помощь (оценка опасности угрозы пострадавшему, правила оказания первой помощи пострадавшему).

Дети от 14 лет и старше, как водители двухколесного транспорта, становятся уже полноценными участниками дорожного движения и могут двигаться только по проезжей части, соблюдая правила дорожного движения.

Для этой аудитории разработано пять направлений: - Двухколесный транспорт (движение только по проезжей части, ПДД, особое внимание на поведение водителей, оснащение велосипеда);- Пешеходы (углубленное изучение правил и их практическое применение);- Пассажиры (правильное использование ремней безопасности и учет особенностей детского организма);- Водители (курс подготовки к автошколе: основы разумного и защитного управления транспортным средством);- Первая помощь (практические основы первой доврачебной помощи).

При проведении занятий в группах младших и средних возрастов предусмотрено активное участие родителей. Ребенок, безусловно, обращает внимание на авторитет родителей, чье мнение является ключевым при принятии решения, и эта особенность была учтена при разработке программ.

Для визуализации и мобилизации тем используется передвижная "Лаборатория безопасности". Это автомобиль, который позволяет выезжать в отдаленные места региона в полном составе преподавателей и привозить с собой все необходимое оборудование для проведения занятий. Внутри автомобиля находятся велосипеды, самокаты, конусы, демонстрационные стенды, столы-макеты, элементы улично-дорожной сети, а также модель автобусной остановки и модель автобуса.

Комплекс оборудования автомобиля предназначен для моделирования дорожных ситуаций и обучения моделям поведения на дороге в условиях, которые максимально приближенны к реальным. Сам автомобиль "Лаборатория безопасности" также является элементом тренинга. С его помощью отрабатываются упражнения, демонстрирующие зависимость тормозного пути от скорости транспортного средства. Также на базе автомобиля демонстрируется применение детских удерживающих устройств: установка и крепление автокресла, правильная фиксация ребенка в нем, работа с отвлечением внимания и другое.

Для оптимизации расходов регионального центра на персонал организаторы программы выбрали модель микроавтобуса, которой может управлять водитель с категорией прав "B".

Фото Антона Пархачёва

По материалам ИА "Комиинформ"

22 ноября 2017

Общество