Вкусно и дорого: Как изменятся цены на продукты в преддверии Нового года

В середине ноября в СМИ появилась информация о том, что шампанское и игристые вина к праздникам подорожают на 10−15%. Еще раньше сообщалось о росте цен на красную икру и ряд других продуктов. Чем ближе к праздникам, тем сильнее становится желание заранее запастись деликатесами, чтобы "обмануть" грядущее подорожание.

"Известия" решили проверить эту информацию и попытаться разобраться, в каких случаях покупателям стоит опасаться скачка цен, а в каких — попытки спекулировать на актуальной теме.

Переменчивое игристое

В начале ноября 2017-го в СМИ сообщили, что шампанское и игристые вина существенно подорожают к Новому году из-за неурожая в Европе. Сообщалось, что эти традиционные новогодние напитки к праздникам вырастут в цене ориентировочно на 10−15%. ФАС уже заявила о том, что проверит эти данные.

Впрочем, Леонид Попович, глава Союза виноградарей и виноделов России, в разговоре с порталом iz.ru отметил, что на отечественную продукцию это не распространяется.

"Я даже не уверен, что импортная подорожает. По-моему, это просто была попытка нас убедить в том, что надо платить за то, за что можно было бы заплатить меньше", - отметил он.

По его оценкам, сезонный рост цен на алкогольную продукцию к Новому году не превысит 4−5%. С тем, что в преддверии праздников не стоит ждать скачка цен на алкоголь и в первую очередь на игристые вина, согласен также Алан Соколов, директор Ассоциации игристых вин.

По его мнению, речь может идти о попытках компенсировать падение спроса на алкогольную продукцию, отмечавшееся на протяжении всего года, на фоне сообщений о грядущем подорожании.

"Обычно в предновогодний сезон, наоборот, многие торговые сети используют специальную систему скидок, чтобы через актуальную сезонную продукцию привлечь покупателей и к другим товарам", — отметил Соколов.

Постепенный рост цен в этом сегменте наблюдается уже на протяжении последних двух лет. Кроме того, в 2017-м выросли цены на шампанское на фоне существенного повышения акциза на игристые вина. И, как отмечают в Ассоциации игристых вин, обратить внимание во время праздничных закупок стоит в первую очередь на то, чтобы не стать жертвой уловок производителей более дешевых напитков.

"Есть такой сегмент — винные газированные напитки. Разливаются в такую же точно бутылку с точно такой же этикеткой. И зачастую потребитель, ориентируясь только на цену и невнимательно изучив контрэтикетку, думает, что покупает доступное шампанское, а на деле приобретает дешевый винный газированный напиток. Так что мы призываем внимательнее читать этикетку и осознаннее относиться к выбору", — предупреждает Соколов.

Очередное подорожание алкоголя может случиться уже после Нового года. Мировой неурожай винограда действительно способен повлиять на стоимость сырья и, соответственно, конечного продукта. Но на формировании цены в уходящем году ситуация с сырьем уже не скажется. А вот в 2018-м не исключается существенный, но планомерный рост цен, который может составить до 15−25%. Впрочем, считает Алан Соколов, поскольку подорожание будет постепенным, оно вряд ли окажет шоковое воздействие на потребителей.

Главные герои новогоднего стола

"Хитом" подорожания в этом году, по мнению главы Национальной торговой ассоциации Вадима Зуйкова, будет икра и различные рыбные деликатесы, то есть продукты, имеющие к праздничному столу самое прямое отношение. Однако рост цен здесь вызван в первую очередь не сезонными факторами.

Одна из главных причин — увеличение экспорта и, соответственно, меньшее, по сравнению с предыдущим годом, количество сырья, оставшегося у переработчиков. Еще в конце лета стало известно, что оптовые цены на красную рыбу и икру выросли примерно на 54%. Это в свою очередь привело к росту розничной цены почти на 30%.

"Ввиду того что на фоне новогоднего спроса будет какой-то дефицит, цены на красную икру уже поднимаются и будут подниматься еще", - отметил В.Зуйков.

Исполнительный директор Рыбного союза Сергей Гудков полагает, что подорожание этих товаров — свершившийся факт, но резкого "ажиотажного" роста цен к Новому году опасаться не стоит. На стороне потребителей здесь окажутся крупные торговые сети.

"Уже всё отыграно. Есть заранее запланированные акции. Розница не даст поставщикам спекулятивно поднимать цены, потому что это окажет негативное влияние на покупателей, а пессимистично настроенный покупатель будет выражать свое недовольство снижением закупок. Это никому не нужно", — говорит эксперт.

Кроме того, в некоторых случаях есть шанс, что магазины в последние декабрьские дни предложат специальные скидки на главное украшение праздничного стола, чтобы стимулировать покупателей прийти именно в их магазин и, возможно, совершить дополнительные покупки. Тем более что в другое время года икра не пользуется настолько высоким спросом.

Торговать себе в убыток производители тоже не будут — сложившаяся к этому моменту цена на икру и отечественную красную рыбу уже не изменится. А дальнейшего повышения цен до следующего лета можно уже не опасаться.

"Средняя стоимость продукта рассчитана от сезона до сезона. По лососевым это значит, что цена рассчитана с октября по май", — говорит Сергей Гудков.

Сыграть на обороте

Среди неновогодних продуктов, которые тем не менее могут оказать серьезное влияние на стоимость праздничного стола — обычная поваренная соль.

Еще в начале осени сообщалось, что цены на нее могут вырасти, причем не из-за праздничной покупательской активности, а из-за нехватки вагонов для ее транспортировки.

А вот запрет на импорт мяса из Бразилии, введенный 21 ноября Россельхознадзором, по мнению Вадима Зуйкова, на ценах, скорее всего, не скажется и к катастрофическому подорожанию накануне праздников не приведет.

В целом же, считает эксперт, цены на продукты перед Новым годом будут во многом зависеть от оборотов торговых сетей и объемов их закупок. Не исключено, что некоторые товары, пик спроса на которые приходится именно на конец года, могут подешеветь на фоне роста оборотов. Хотя предсказать это практически невозможно.

"Это очень сложно сказать. Всё равно, конечно, магазины будут стараться заработать на ажиотаже. Но какие-то торговые точки будут брать оборотом — если цены не повысятся, если у них хороший оборот, — например, на те же мандарины и цитрусовые вообще, где-то цены могут снизиться. Если они взяли большую квоту, у них есть возможность за счет оборота зарабатывать деньги", - сказал Вадим Зуйков

Ранее, например, уже стало известно, что благодаря росту закупок в отечественных магазинах подешевели орехи.

Общий рост цен, по мнению Вадима Зуйкова, в канун праздников составит от 1 до 30% в зависимости от группы товаров. Однако в любом случае, говорят эксперты, готовиться к резкому подорожанию и заранее направляться в магазины, чтобы сделать солидные запасы, не стоит.

mail.ru

По материалам ИА "Комиинформ"

23 ноября 2017

Экономика