Свидетель по делу Зенищева: "Соглашение с мэрией Сыктывкара было ширмой"

В зал суда на процессе по уголовному делу в отношении бывшего мэра Сыктывкара Романа Зенищева и директора ООО "Тепловая компания" Игоря Осадчева вызван Антон Ручьев, который с 2006 года являлся генеральным директором компании "АйСиТи" до момента ее банкротства, передает из суда корреспондент БНК. По словам Ручьева, он находился в дружеских отношениях с Крюковым, которого позже поставил директором сыктывкарского филиала "АйСиТи". С Полиной Головановой свидетель был знаком, знал ее как подругу Крюкова, от него же узнал об отношениях Полины и экс-мэра Романа Зенищева.

Фото Николая Антоновского

- Насколько мне известно, постановление о строительстве объекта (жилого комплекса "Калейдоскоп" в центре Сыктывкара - БНК) было датировано Катуниным еще в 2004 году, но срок постановления кончался. Поэтому обратились к Крюкову, чтобы узнать, как можно его продлить. Крюков, насколько я знаю, обратился к Зенищеву через Полину Голованову. Затем сообщил мне, чтобы продлить постановление необходимо экс-мэру выплатить 20 миллионов рублей. Таких денег у нас не было на тот момент, отец обратился в правительство, туда же был вызван Зенищев и вопрос о 20 миллионах был решен, - рассказал Ручьев и пояснил, что никаких денег за продление постановления не выплачивали.

Все общение происходило через Крюкова, он сообщил, что для строительства необходимо выплатить администрации 45 миллионов рублей. Свидетель отказался выдавать средства наличными и отправил инвестиционный контракт, который впоследствии превратился в договор о социальном сотрудничестве. В документе было указано, что компания обязуется выплатить за время строительства определенную сумму. Договор Ручьев подписал, отдал на подпись Зенищеву и больше документов не видел, они хранились в сейфе у Крюкова.

Сумма в 45 миллионов появилась после подсчета предполагаемых площадей будущего строительства, от каждого квадратного метра необходимо было выплатить пять процентов от рыночной стоимости, общая площадь строений была порядка 20 тысяч квадратных метров. Социальное соглашение было подписано до заверения разрешительных документов на строительство, после этого еще предстояло выкупать земельные участки у собственников.

Ручьев рассказал, что Крюков объяснил ему, что город интересует конкретное поступление средств, они не хотели привязываться к строительству, для этого было подписано дополнительное соглашение, по которому деньги передавались поквартально. Средства шли на покупку машин ГИБДД, иконостаса, оборудования в школы и детские сады, общая сумма на это вышла порядка 8-9 миллионов рублей.

- Этот договор был ширмой, он нужен был нам для отчетности. Помимо перечисленных нужд, средства перечислялись на съемку фильма с участием Турчинского компании "Сварогфильм", - уточнил Ручьев.

По фиктивному трудоустройству в ООО "АйСиТи" на тот момент гражданской жены экс-мэра Полины Головановой, свидетель пояснил, что летом 2007 года Крюков обратился к свидетелю с просьбой трудоустроить Голованову, чтобы деньги переводить через ее зарплату. Он находил все возможные пути, так как наличными нельзя переводить. С Зенищевым такие вопросы не обсуждались, все передавалось через Крюкова. Должность Голованова придумала себе сама согласно полученному диплому, до этого такой должности в компании не было. Речь шла о том, чтобы Голованова получала 70 тысяч на руки. Ручьев дал указание бухгалтеру вписать Полину в штатное расписание. Никаких документов она не предоставляла.

Сама Голованова была один раз в московском офисе на корпоративе в сопровождении Крюкова. Подчиненным о фиктивном трудоустройстве не говорили, только поясняли, что "так необходимо". Никакого кредита для компании "АйСиТи" Голованова не получала, и взаимоотношения с энергосетями не устанавливала. Задержки заработной платы были у работников всей компании, Крюков передал Ручьеву недовольство Головановой и Зенищева по этому поводу. Уволить ее компания не могла, так как не хотела портить отношения с городской администрацией, Головановой выплачивались деньги до "заморозки" проекта в 2008 году. Согласно документам дела, последняя выплата Головановой была сделана в феврале 2009 года.

- Мы увидели, что идет следствие, и тоже решили написать заявление, - объяснил позднее обращение в правоохранительные органы Ручьев.

Согласно показаниям свидетеля Иванина, Евгений и Антон Ручьев передавали деньги Зенищеву, но свидетель отрицает это, поясняя, что Иванин вообще не касался этих дел. Оплату поездки на Кубу Ручьев также отрицает, объясняя, что такие слухи в компании возникали, но все ездили за свой счет.

Адвокату подсудимого Олегу Филиппову свидетель пояснил, что никому не рассказывал о своих взаимоотношениях с Зенищевым и Головановой, о совместной учебе с Полиной, так как такого не было. Сотрудникам офиса Ручьев не говорил, что Зенищев лично получает деньги от компании, хотя вопросы у финансистов возникали. Согласно показаниям работников офиса, все были в курсе хороших отношений Ручьева и Зенищева, а также, что деньги передавались экс-мэру. Правозащитник попросил объяснить Ручьева, откуда появились эти разговоры, на что свидетель пояснил это слухами и попытками Крюкова предстать в головном офисе "большим человеком в Сыктывкаре". Лично с Головановой по фиктивному трудоустройству свидетель не общался, с Зенищевым тоже. На вопрос, что бы произошло, если бы не согласился на предложение озвученное Крюковым, Ручьев рассказал, что ранее по строительству администрация затеяла общественные слушания, предупредив компанию лишь за несколько часов. В результате слушаний создалось отрицательное мнение по проекту у прессы и общественности. Чтобы этого не повторилось, было решено идти на соглашение с администрацией. В дальнейшем наличие проблем со стороны администрации не возникало.

Несмотря на то, что однажды Крюков уже пытался обмануть Ручьева на 20 миллионов рублей (выяснилось, что первоначально требуемая сумма в 20 миллионов рублей не выдвигалась Зенищевым, а была инициативой Крюкова, у Ручьевых сложилось мнение, что Крюков хотел эти деньги присвоить - БНК), свидетель верил Крюкову, потому что видел, что купленные машины, оборудование вручалось от имени города. Когда Крюкова решили уволить, Зенищев лично попросил за него у Ручьевых.

- Ситуация произошла в 2007 году, отец хотел уволить Крюкова, но тот был моим другом и я не захотел его увольнять. В 2008 году, отец увидел, что Крюков больше работает на интересы Сыктывкара, а не на наши, он все же решил уволить того, но тут уже Зенищев попросил его оставить, - рассказал Ручьев.

По материалам ИА "Север-Медиа"

21 апреля 2015

Право