Оперой "Риголетто" открыли XXV фестиваль "Сыктывкарса тулыс"

В понедельник в столице Коми стартовал XXV международный фестиваль оперного и балетного искусства "Сыктывкарса тулыс". Десять вечеров подряд на сцене Государственного театра оперы и балета Республики Коми ценители высокого искусства смогут насладиться жемчужинами мировой классики. Открыла юбилейный марафон премьера оперы "Риголетто" Джузеппе Верди. Спектакль погрузил зрителя в напряженное действие, а декорации, изготовленные впервые в истории театра по принципу плоттерной печати, стали предметом обсуждения как среди зрителей, так и среди театральных критиков.

Фото Николая Антоновского

Пришедшие поздравить сыктывкарцев с большим событием министр культуры Анастасия Прокудина и председатель Союза композиторов Коми Михаил Герцман отметили, что все спектакли юбилейного фестиваля "Сыктывкарса тулыс" покажут красивую и живую любовь.

- Увы, порой это чувство действительно приводит к смерти, но это все лики бессмертной любви, витающей над фестивалем. Эта музыка заставляет думать и проделывать большую духовную работу, - заключил Герцман.

Директор Государственного театра оперы и балета Республики Коми Валентина Судакова поздравила всех с началом фестиваля театрального искусства, заметив, что "Сыктывкарса тулыс" за 25 лет стал брендом северного края в мире музыки.

Главную партию в опере "Риголетто" исполнил солист Московского театра "Новая опера" имени Е.В. Колобова Андрей Борисенко, передавший трагедию отца, всеми силами пытающегося сохранить честь единственной и горячо любимой дочери. Ветреного и неразборчивого дамского угодника герцога Мантуанского представил тенор Чувашского государственного театра оперы и балета Иван Снигирёв, который вызвал овации зала, в особенности после исполнения знаменитой арии о непостоянстве женщин: "Сердце красавиц…". Солистка Государственного театра оперы и балета Коми Елена Лодыгина выступила в роли Джильды, раскрыв характер своей героини, готовой на жертву ради любимого.

Специально для этого спектакля впервые в истории театра декорации были изготовлены по принципу плоттерной печати в Москве. По замыслу режиссера, сценография должна была представлять собой архитектуру в стиле итальянского театрального художника Пьетро Гонзаго. Проект, разработанный в компьютерной 3D-программе, не остался не замечен зрителями.

- Красиво, ярко, впечатляюще, - так охарактеризовал увиденное один из зрителей Александр Щанов. - Музыка, атмосфера, работа артистов. Не думал, что опера произведет на меня такое впечатление. Последний раз был в театре лет 20 назад и, если честно, я удивлен. Как же современно звучит опера в наши дни, насколько близки мысли и чувства нынешнему зрителю.

Один из гостей фестиваля, известный московский театральный критик Александр Максов отметил, что несомненным достоинством сегодняшней премьеры стала ее постановка в рамках классических традиций. В этом году "Риголетто" поставили еще в Екатеринбурге и в Большом театре. Оба спектакля авангардные - в Екатеринбурге на сцену выходят бородатые хипстеры, а в Москве акцент сделан на эротику.

- Должен сказать, мне приятно, что режиссер Борис Лагода не преследует цели эпатировать публику: придумать другое место и время действия или даже перекроить сюжет, - поделился с корреспондентом БНК театральный критик. - К сожалению, такие попытки бывают оправданы лишь в редчайших случаях, когда талант режиссера убеждает зрителя в том, что в его художественном решении заключен смысл, а не просто присутствует стремление соригинальничать. Лично я сторонник того, чтобы классическое произведение ставилось в классических традициях. Именно так поступил режиссер в данном случае и это, несомненно, достоинство спектакля. Верди, ровно также как и Гюго, гениален, и в их шедеврах ничего не нужно додумывать, прибавлять или убавлять.

Тем не менее, Максов, детально обсуждая постановку, обратил внимание и на некоторые недочеты.

- Для того, чтобы поверить происходящему, зритель должен видеть сценическую правду. В этом смысле у меня были некоторые вопросы, в первую очередь к оформлению. К примеру, очень трудно убедить современного зрителя в том, что Джильда, Риголетто, Маддалена и Герцог, которые находятся на расстоянии двух метров, не видят друг друга. Это слишком условно, - продолжил критик. - К тому же, все зависит от того, какую принять точку зрения: если действие происходит во Франции, как писал Гюго, тогда декорации должны соответствовать эпохе Франциска Первого, если же мы ставим произведение Верди, то действие переносится в Италию и декорации должны быть выполнены в стиле этой страны. Здесь же был вычурный, с не очень характерной для XVI века резьбой трон, украшенный лилиями - гербовыми символами Франции. Однако при этом главный герой назван в программке Герцогом Мантуанским. Это не просто культурологические придирки. Оформление - очень важная часть постановки, и оно должно соответствовать тем задачам, которые ставит драматургия.

Александр Максов подчеркнул, что все это - лишь детальное обсуждение пьесы, свойственное людям его профессии. А с точки зрения зрителя невозможно не отметить самое главное - игру актеров, которые, на его взгляд, сделали все, чтобы передать свое внутреннее ощущение и затронуть глубокие эмоциональные "струны" современного, порой далекого от оперы зрителя.

После спектакля ожидающие своей очереди в гардеробе зрители оживленно обсуждали только что увиденное.

- Я в восторге, только финал не понравился. Зачем она это сделала? - делились юные гости театра, явно до сегодняшнего дня не знакомые с произведением.

Фестиваль продлится до 3 июня. На "Сыктывкарса тулыс" публику ждут три премьеры, в каждой из которых зрителей ожидают новые сценографические эксперименты.

По материалам ИА "Север-Медиа"

26 мая 2015

Культура