Марина Анисимова: "Удовлетворенность качеством получения госуслуг среди населения Коми достигла 99 процентов"

Министр экономики Республики Коми Марина Анисимова в интервью "Комиинформу" рассказала о значимых направлениях деятельности министерства за прошлый год: о том, как население и экспертное сообщество привлечено к разработке Стратегии социально-экономического развития региона, о том, что сделано для повышения удовлетворенности населением предоставления госуслуг в офисах МФЦ, а также - о традиционных и новых форматах оказания господдержки малому бизнесу.

- Марина Владимировна, как идет работа над новой долгосрочной Стратегией социально-экономического развития Коми?

- Сделано очень много. И не только нами. К разработке Стратегии привлечено население, научные круги, представители предпринимательского сообщества и крупных промышленных предприятий. Так, было проведено анкетирование, по итогам которого получено 1804 анкеты от населения и 175 анкет от юридических лиц об ожиданиях относительно перспектив развития республики до 2035 года, 17 ответов от системообразующих предприятий Республики Коми.

Мы детально проработали основополагающие стратегические документы Российской Федерации и Северо-Западного федерального округа, изучили лучший опыт стратегирования других регионов. Это важно, чтобы совместить цели развития республики со стратегическими установками развития страны, получить в дальнейшем наибольший эффект от их реализации.

Выявлены и проанализированы ключевые проблемы развития нашей республики, определено, в чем возможности региона.

Определены основные приоритеты стратегического развития республики. Могу их назвать. Первый: человеческий капитал. Главная ценность и ресурс развития, обеспеченный комфортными условиями проживания и самореализации. Второй: экономика. В республике создается конкурентоспособная экономика с высоким инвестиционным и инновационным потенциалом. Третий: территория, или среда обитания. Республика Коми должна стать сбалансированным, связанным, обустроенным пространством жизнедеятельности и бизнеса. Четвертый: управление. Нужна умная, гибкая, эффективная система принятия и реализации управленческих решений, обеспечивающих устойчивое социально-экономическое развитие региона.

Нашей новацией является формирование пула стратегических устремлений - сфер особого внимания в рамках каждого из приоритетов, существенное улучшение в которых обеспечит качественно новое социально-экономическое положение региона.

Целевые показатели Стратегии, согласованные с федеральными стратегическими документами, определят те количественные результаты, которых мы хотим достичь.

Важнейшая задача сейчас, то, чем мы активно занимаемся совместно с органами власти, - формирование проектных решений, которые позволят достичь заявленных целей и результатов.

Кроме того, продолжается работа по определению первоочередных для развития территорий Республики Коми, "точек роста" муниципальных образований. Упор, в первую очередь, будет делаться на развитие производственной базы.

Приглашаем всех принять активное участие в обсуждении стратегических установок развития республики и в определении проектных инициатив, которые войдут в Стратегию как основные рычаги развития республики. Высказывать свои предложения и пожелания предлагаем на портале "Активный регион" (http://2035.rkomi.ru) в рубрике "Стратегия развития региона 2035".

Стратегия должна быть принята в 2018 году.

- Марина Владимировна, каковы итоги деятельности МФЦ? В прошлом году информация об офисах "Мои документы" впервые широкомасштабно появилась в прессе. Какой эффект достигнут?

- В Республике Коми активно реализуется комплекс мер по предоставлению населению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна". Эта работа находится под особым контролем, показатели которой включены в "майские" указы Президента Российской Федерации. На сегодня в Республике Коми в каждом населенном пункте с количеством населения более тысячи человек создана сеть многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг: 21 офис и 73 территориально обособленных структурных подразделений, включая 241 "окно" обслуживания, в том числе 6 "бизнес-окон". В прошлом году была проведена централизация МФЦ, что повысило управляемость и контроль за качеством работы с населением.

Сегодня 99,9 процента населения республики имеют доступ к получению муниципальных и государственных услуг через МФЦ. Тем самым, мы выполнили задачу, которая ставилась президентом Российской Федерации (планировалось обеспечить доступ не менее 90 процентов населения).

С прошлой весны в населенных пунктах, где проживает менее тысячи человек, организовано бесплатное выездное обслуживание по предварительной записи. Летом прошлого года в Сыктывкаре организован выезд специалистов МФЦ к заявителям на платной основе для предоставления государственных и муниципальных услуг. При этом для определенных категорий граждан выезд работника МФЦ безвозмездный.

С четвертого квартала прошлого года выездное обслуживание в населенных пунктах с населением менее тысячи человек осуществляется совместно со "Сбербанком России".

Не могу не отметить еще один результат. Для обеспечения возможности получения заявителями услуги "Регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ" по всему жилфонду во всех муниципальных образованиях в Коми заключены соглашения о взаимодействии между МФЦ и Управляющими компаниями и ТСЖ.

В планах на 2018 год - организация предоставления в МФЦ комплекса государственных и муниципальных услуг на основе жизненных ситуаций "Рождение ребенка", "Перемена имени", "Утрата близкого человека", "Утрата документов". При таком подходе перечень необходимых услуг, дата и время визита подбираются индивидуально, что экономит время заявителя на получение услуг. Главный же итог: Республика Коми в два раза улучшила свои позиции в рейтинге регионов по степени эффективности деятельности органа исполнительной власти, ответственного за реализацию проекта по созданию и развитию сети МФЦ по сравнению с прошлогодними показателями. Сейчас мы занимаем 34-ую строчку из 81-ой.

- Сами люди довольны качеством обслуживания?

- Популярность МФЦ среди населения повышается, о чем свидетельствует постоянный рост количества обращений. Только за прошлый год в офисах центра их зафиксировано более 825 тысяч. Наибольшей популярностью пользуются услуги федеральных органов власти. Несмотря на постоянный рост количества обращений, центру удается удерживать высокий уровень качества предоставления услуг, о чем свидетельствуют результаты проводимых мониторингов.

За прошлый год уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления услуг достиг 99 процентов (ставившаяся нам планка - не менее 90 процентов).

- Поясните поподробнее про "окна" для делового сообщества.

- В республике успешно развивается направление поддержки малого и среднего предпринимательства, и с прошлого года в МФЦ также началась активная работа: на базе центра созданы окна обслуживания заявителей, специализирующихся на предоставлении услуг юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам, планирующим начать предпринимательскую деятельность. В настоящее время в Сыктывкаре и в Ухте действуют по три "окна", ориентированных на предоставление услуг малому и среднему предпринимательству.

На сегодня при обращении в новые "окна", представители бизнеса смогут получить порядка ста услуг: от регистрации в качестве индивидуального предпринимателя до получения лицензий на отдельные виды деятельности. Помимо государственных и муниципальных услуг в окнах для бизнеса

доступны услуги финансово-кредитных и страховых компаний, организаций, обеспечивающих подключение к энергосетям, а также "Микрокредитной компании Республики Коми", "Гарантийного фонда Республики Коми" и "Республиканского предприятия "Бизнес-инкубатор". Популярными являются услуги АО "Федеральная корпорация развития малого и среднего предпринимательства", за которыми в прошлом году обратились свыше тысячи предпринимателей.

Для МФЦ это новое направление развития, и мы надеемся, что окна для бизнеса станут реальным инструментом повышения уровня доверия к власти, снижения административных барьеров и развития инвестиционной привлекательности региона.

- Марина Владимировна, каковы результаты работы нашей республики с федеральным центром?

- Трендом 2017 года стало плотное взаимодействие с федеральными структурами в сфере развития малого и среднего предпринимательства (МСП). Так, нами установлены прямые рабочие контакты с Минэкономразвития России по урегулированию интересов республики, связанных с софинансированием мер, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства.

Среди основных результатов рабочих встреч, состоявшихся в течение 2017 года, можно выделить: принципиальное сохранение РГО - АО "Гарантийный фонд Республики Коми" в качестве региональной организации инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в форме поручительств; согласование повышения уровня софинансирования из федерального бюджета на 2018 год - в размере 70 процентов (для сравнения - в прошлом году данный уровень составлял 49 процентов); согласование возможности предоставления за счет федеральных средств в 2017 году поддержки предпринимателям, связанной с уплатой первого взноса (аванса) по лизингу. А также - согласование перераспределения средств федеральной субсидии на поддержку МСП между монопрофильными муниципальными образованиями с учетом их потребностей.

Для обеспечения реализации мер поддержки предпринимательства в рамках Соглашения с Минэкономразвития России нашему региону за прошлый год было предоставлено 25,3 миллиона рублей. Средства направлены на развитие организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства, обеспечивающих кредитно-гарантийную поддержку субъектов МСП - в сумме 10,9 миллиона рублей, обеспечивающих информационно-консультационную поддержку - 1,8 миллиона рублей. На содействие развитию молодежного предпринимательства - 1,3 миллиона. Для поддержки предпринимательства в рамках муниципальных программ и подпрограмм развития предпринимательства, в том числе монопрофильных муниципальных образований - 11,2 миллиона рублей.

В целом общая сумма поддержки на развитие предпринимательства в 2017 году в рамках подпрограммы "Малое и среднее предпринимательство в Республике Коми" составила 80,4 миллиона рублей.

Для повышения эффективности финансовой поддержки бизнеса в рамках муниципальных программ и ответственности органов местного самоуправления в части освоения привлекаемых бюджетных средств, были введены показатели эффективности и предусмотрена новая система возврата субсидии, предусматривающая и штрафные санкции в случае не достижения целевых показателей.

Чтобы расширить кредитно-гарантийную поддержку за счет всех бюджетных источников, увеличены уставные капиталы Гарантийного фонда Республики Коми (на 19,6 миллионов рублей) и Микрокредитной компании Республики Коми (на 2,7 миллиона рублей).

В результате по итогам 2017 года Гарантийный фонд предоставил 19 поручительств на 39,7 миллиона рублей, при этом сумма кредитов, выданных малому бизнесу под поручительство Гарантийного фонда, составила 128,3 миллиона рублей. В результате принятых мер количество и объем выданных Гарантийным фондом Республики Коми поручительств в 2017 году выросли в три раза по сравнению с позапрошлым годом. Микрокредитной компанией выдано 48 займов на 28,9 миллиона рублей.

Кроме того, проведен ряд встреч с федеральными институтами развития: АО "Корпорация МСП" и АО "МСП Банк", в рамках которых, в том числе рассмотрены и определены пути продвижения региональных проектов предпринимателей, требующих кредитно-гарантийной поддержки. С этой целью был сформирован Реестр региональных проектов МСП, в рамках которого на регулярной основе осуществляется мониторинг ситуации по проектам республики, оказывается организационно-техническая поддержка. Помимо этого, организован ряд видеконференций с участием Корпорации МСП, муниципальных образований и организаций инфраструктуры поддержки МСП Республики Коми по вопросам внедрения новых подходов и направлений при организации поддержки бизнеса. Проведен семинар под руководством АО "Корпорация МСП" по вопросам обеспечения доступа субъектов МСП к закупкам (в котором приняли участие 80 субъектов МСП из 4 муниципальных образований). Обеспечено повышение доступности образовательных программ для предпринимателей в рамках Программ партнерства с федеральной Корпорацией МСП (в частности, проведено десять тренингов для предпринимателей, обучено 187 субъектов МСП).

- На неделе состоялось открытие Республиканского центра поддержки предпринимательства. В чем суть проекта?

- В предыдущем году проведена значительная работа по созданию единого республиканского центра поддержки предпринимательства. Посредством деятельности Центра мы формируем систему предоставления на одной площадке комплекса услуг, сервисов и мер поддержки предпринимателям региона - через единую "точку входа". Центр рассматривается нами как ключевой инструмент, который обеспечит информационный доступ бизнеса ко всем имеющимся возможностям и ресурсам, а также - поиск и качественную отработку новых механизмов помощи бизнесу и упрощение решения вопросов предпринимателей.

Предприниматели при первичном обращении в Центр получают комплексную всестороннюю информационную поддержку в одном окне, а далее подробное описание действий - применительно к своей бизнес-ситуации, работая с другими специалистами.

В настоящее время на одной площадке центра объединились МФЦ для бизнеса, Микрокредитная компания, Центр инноваций социальной сферы, Гарантийный фонд, учебно-деловой центр Бизнес-инкубатора Планируется присоединение к общей инфраструктуре поддержки Комиагролизинга. Предполагается развитие филиальной сети центра, что позволит любому из муниципалитетов помогать предпринимателям на местах.

Кроме того, Центр позволит объединить интересы общественных организаций и Союзов ("ОПОРА России", "Деловая Россия", Союз промышленников и предпринимателей Республики Коми, Торговая ассоциация Республики Коми) для решения проблем предпринимателей Коми.

По материалам ИА "Комиинформ"

15 февраля 2018

Экономика