В столице Коми завершился XXV фестиваль "Сыктывкарса тулыс"

Юбилейный XXV международный фестиваль оперного и балетного искусства "Сыктывкарса тулыс" имени Ии Бобраковой завершился 3 июня большим гала-концертом, в котором приняли участие солисты Государственного театра оперы и балета Республики Коми и приглашенные артисты ведущих театров страны и Европы. Десять фестивальных дней подарили зрителям шесть спектаклей, три из которых - оперы "Риголетто" Верди и "Волшебная флейта" Моцарта и балет "Тысяча и одна ночь" на музыку Фрикета Амирова - были премьерными. Билеты на все постановки, включая финальный концерт, раскупили задолго до начала "Сыктывкарса тулыс", и, по мнению критиков и ценителей высокого искусства, фестиваль оправдал ожидания театралов.

Фото Андрея Ретанова, Николая Антоновского, Алексея Зрячева, Кирилла Затрутина

"Сыктывкарса тулыс" открыла опера Джузеппе Верди "Риголетто", которую артисты театра до премьеры в Сыктывкаре успели более двух десятков раз сыграть на подмостках Великобритании, - снискавшая одобрение английских театральных критиков и с восторгом принятая жителями туманного Альбиона, за время гастролей отточенная практически до совершенства. "Изюминкой" спектакля стали декорации, выполненные в технике плоттерной печати, позволяющей сделать сценографию максимально реалистичной. Специально к фестивалю труппа восстановила балет-феерию П.И.Чайковского "Спящая красавица". И, хотя такая классика требует от театра ресурсов, которыми он на сегодня не обладает - речь идет о количественном составе занятых в балете артистов, - зрители увидели пусть несколько редуцированный, но добротный спектакль, поставленный в лучших традициях классического русского балета. Оперу Н.А. Римского-Корсакова "Снегурочка" главный режиссер театра Борис Лагода поставил несколько сезонов назад.

Одной из самых ожидаемых премьер "Сыктывкарса тулыс" стал балет "Тысяча и одна ночь", поставленный деканом хореографического факультета ГИТИСа, хореографом Виталием Ахундовым. Атмосферу сказочного Востока прекрасно передала затейливая сценография Юрия Самодурова, а артистам балета удалось сочетать восточный темперамент героев сказки с экзотической хореографией. В результате "Тысячу и одну ночь" многие называют главной удачей фестиваля. К опере "Волшебная флейта" в постановке Ольги Ивановой отношение было неоднозначным: не все поняли режиссерский замысел, однако оценили музыку Моцарта и исполнение солистов. Еще одним подарком для зрителей стало выступление солистов итальянской оперы Елены Бакановой, Джан Лука Пазолини (которые в прошлом году приезжали только на гала-концерт), Даниэле Пископо и Марчелло Липпи в комической опере Доницетти "Дон Паскуале".

Состоявшийся 3 июня финальный концерт стал настоящей кульминацией "Сыктывкарса тулыс". Фестивальных фрагментов в него было включено не так много. "Норма", "Дон Жуан", "Кармен", "Любовный напиток", "Принцесса Турандот" - зрители получили возможность за три часа познакомиться с лучшими образцами мировой оперы в исполнении Ольги Сосновской, Альфии Коротаевой, Елены Лодыгиной, Оксаны Клипка, Андрея Ковалева и гостей из Италии. Практически каждый номер венчали овации, особенную зрительскую любовь снискал Джан Лука Пазолини - публика никак не хотела отпускать его со сцены. Обилие вокала "уравновешивалось" па-де-де из классических и современных балетов, принимавшихся не менее горячо. Режиссер концерта Николай Панин внес в этот праздник музыки и танца ноту лиризма: второе действие гала-концерта открыла увертюра к опере Джузеппе Верди "Сила судьбы" в исполнении оркестра театра под управлением Рафаэля Масколо, ставшая посвящением народной артистке России Ие Бобраковой.

Театр предоставил зрителям возможность поделиться своими впечатлениями от "Сыктывкарса тулыс" и высказать пожелания, благодаря которым фестиваль, по выражению директора театра оперы и балета Валентины Судаковой, ставший одним из брендов региона, может стать еще лучше. Своим мнением гости могли поделиться, заполнив специальные анкеты, которые волонтеры раздали незадолго до начала гала-концерта. Большинство отметили, что зритель фестиваля "помолодел", многие хотят, чтобы "Сыктывкарса тулыс" был более продолжительным, также, по мнению публики, нелишним было бы увеличить количество мест в зале театра, а еще лучше - построить новое здание, в котором фестиваль мог бы проходить на еще более высоком уровне.

"Профессиональные" зрители представленным на фестивале оперного и балетного искусства материалом тоже, в целом, остались довольны. Министр культуры Республики Коми Анастасия Прокудина отметила качество постановок.

- В ходе "Сыктывкарса тулыс" я ловила себя на мысли, что на время отключаюсь от работы, а это и есть самое главное, то, что должен делать театр - переносить зрителя в другую реальность, где есть место доброму и вечному. Фестиваль, как и всегда, прошел на высоком уровне - и с точки зрения приглашенных гостей, и с точки зрения качества постановок. И, если раньше, не работая в культуре, я ходила в театр, и балет мне не нравился - из-за его, на мой взгляд, качества, в последнее время я отмечаю наших солистов, и радует то, что теперь это не один, не два и не три артиста. То есть результаты ежедневного труда артистов, балетмейстеров и руководства театра очевидны, они делают максимально возможное, но при этом нам есть еще к чему стремиться, - после гала-концерта поделилась впечатлениями министр.

Председатель Союза композиторов Республики Коми Михаил Герцман отметил две премьеры из трех.

- Опера "Риголетто" очень хороша, "Снегурочка" - тоже интересный спектакль, сложнейший по постановке и исполнению, как и многие русские оперы. Что касается "Волшебной флейты", то здесь ощущения надо разделить надвое: одно будет от музыки Моцарта и ее замечательного исполнения, второе - от постановки. Режиссуры там нет, все мимо, зря, напрасно и во вред, сюжет невозможно понять, хотя на самом деле он очень веселый (я видел версии спектакля других театров). Получается, мы приходим смотреть не Вольфганга Амадея Моцарта, а режиссера Иванову. В целом, это неудача, исполнительски - это "да", режиссерски - абсолютное "нет", - честно заявил Михаил Герцман. - А балет совершенно замечательный получился, хотя "Тысячу и одну ночь" я бы отнес по жанру не собственно к балету, а к шоу - блестящему, талантливому, яркому и необыкновенному. Я все время говорю, как нашему Северу не хватает Востока, и здесь Восток нам подарили. Что сказать о балете "Спящая красавица"? Классика есть классика, и это всегда загадка, которую надо разгадывать, - отметил композитор, по мнению которого, "Сыктывкарса тулыс" с годами совершенствуется. - Сейчас он был длиннее, чем обычно, зрителям и артистам дали выходной, два спектакля показали дважды - такого никогда не было. Раньше случалось, что гости были слабее наших солистов, а на этот раз нам было с кем состязаться. Гала-концерт тоже хорош: ни про один номер нельзя сказать "это гадость" или "это халтура". Ведущие (Светлана Малькова и Евгений Гаврилов - БНК) очень тактичны, делают все остроумно, легко и в тему.

Заместитель председателя регионального отделения Союза театральных деятелей России Елена Пекарь обратила внимание на высокий уровень юбилейного фестиваля:

- Все премьеры меня порадовали. Как зритель - хожу на "Сыктывкарса тулыс" каждый год - я замечаю, что наши солисты балета и оперы год от года в профессиональном плане растут на глазах. В эти дни они продемонстрировали сильные, крепкие голоса, а артисты балета просто творят чудеса на сцене. На мой взгляд, "Тысяча и одна ночь" - это настоящая феерия, которая будет собирать аншлаги. Опера "Риголетто" не могла не понравиться - она, что называется, уже "обкатанная", в ней все очень точно и прочно стоит на своих местах, - считает Елена Пекарь. Особое восхищение заместителя регионального отделения СТД вызвала работа главного дирижера театра Азата Максутова. - Я не знаю, что он сделал с оркестром, но оркестр теперь звучит по-новому, на более качественном уровне. В принципе, рост творческого состава театра удивляет и восхищает. Гала-концерт, на мой взгляд, срежиссирован очень удачно: в нем было мало фестивального материала, и зритель увидел много нового. Кроме этого, мне очень понравилось, что в финале концерта были представлены руководители всех цехов - так называемые "бойцы невидимого фронта". Это было хорошее начинание, думаю, оно станет традицией.

По материалам ИА "Север-Медиа"

4 июня 2015

Культура