Педагоги малокомплектных школ выступают против "усиленной оптимизации"

Педагоги малокомплектных школ чувствуют психологическое давление со стороны местных чиновников и выступают против "усиленной оптимизации". Об этом руководители образовательных учреждений заявили сегодня депутатам-единороссам, которые собрались на заседание фракции. На видеосвязь вышли Печора, Троицко-Печорск, Ижемский, Усть-Цилемский районы. Представители Сыктывдинского, Усть-Куломского и Усть-Вымского районов озвучили проблемы напрямую.

Фото Кирилла Затрутина

По данным регионального министерства образования, в 2014-2015 учебном году в Коми действовали 379 школ, 212 учреждений располагаются в сельской местности, а 162 из них признаны малокомплектными, это 43% от общего числа образовательных учреждений. С 2008 по 2014 годы в результате оптимизации ликвидирована 31 школа, 170 реорганизовано. В качестве основных проблем, с которыми сталкиваются малокомплектные школы, глава профильного министерства Владимир Шарков назвал низкий уровень результатов образования (показывает статистика ЕГЭ), высокие финансовые затраты на обучение одного ребенка - в малокомплектных школах этот показатель в несколько раз превышает норматив, низкая пропускная способность интернета и, конечно же, дефицит кадров. Все это подтвердили участники видеомоста, не согласившись лишь с низким уровнем результатов образования. Директор одной из малокомплектных школ Ижемского района привела свой агрумент: в школах с малым количеством учеников легче применить индивидуальный подход к ребенку, учитель и ученик слышат друг друга. В Усть-Цилемском районе озвучили жилищную проблему. Вроде бы и молодые специалисты звонят и просятся на работу, а жить им негде. К тому же малокомплектная школа в небольшом селе или деревне при отсутствии дома культуры берет на себя и эти функции - готовит вечера, акции, помогает пожилым людям. Усть-цилемы рекомендовали вести оптимизацию по территориальному признаку и создавать социокультурные центры. В Печоре на связь вышли заместитель главы администрации района и директор школы № 56 поселка Сыня. Предполагается, что ученики среднего звена поселка Сыня будут получать образование в поселке Луговой, жить в интернате.

- Я прошла через то, что называется реорганизация. И как мама скажу, что ни за что не отдала бы ребенка в интернат, - заявила директор Сыньской школы Маргарита Ребус. Опыт оптимизации представил руководитель администрации Усть-Вымского района Василий Лютоев на примере двух школ в поселках Вежайка и Илья-Шор. По словам Лютоева, для детей Вежайки готово помещение интерната при Микуньской школе, есть возможность трудоустройства педагогов, в том числе и пожилых. В Илья-Шоре здание школы можно будет ипсользовать под социокультурный центр. Однако прийти к пониманию с родителями и педагогами пока не удается. Присутствующие на собрании руководители обеих школ с доводами главы согласились лишь отчасти. По их мнению, ситуация могла сама бы разрешиться через пару лет. В Вежайке это связано с получением родителями учеников сертификатов на переселение: в 2014 году в поселке было ликвидировано учреждение ФСИН. В Илья-Шоре следует дождаться окончания младшим звеном четвертого класса и не объявлять о новом наборе, а также дождаться выпуска девятого класса. Педагоги попросили у главы района отсрочку минимум на один, максимум на два года. - У нас всего две школы и проблема, кажется, не такая глобальная. Но она очень жизненная и даже философская, не побоюсь таких высоких слов. Пусть извинит меня наша администрация, но идет усиленная оптимизация. Знаете, какое-то давление пошло психологическое, тяжело с января этого года стало жить. Поэтому и протест со стороны жителей. Разрушаются уклад территории малого поселения и родовое гнездо. С шашками наголо работать нельзя. В любой ситуации должен быть адаптционный период, - заявила директор Ильяшорской школы. В заключение обсуждения Владимир Шарков задал самый, пожалуй, важный вопрос: а готовы ли малокомплектные школы к реализации новых федеральных образовательных стандартов с 1 января 2016 года. Этот вопрос вызвал сомнение у министра, так как готовность муниципалитетов в этом плане очень слабая. По новым стандартам ученикам придется изучать два иностранных языка, а в 2020 году сдавать по ним обязательный экзамен. При этом очень малая часть учителей проходит переподготовку и повышает свою квалификацию. Дети же из сельских школ, судя по данным мониторинга, не стремятся получать образование выше общего среднего. После всех высказываний депутат Алексей Цыпанов высказался за сохранение малокомплектных школ. В свою очередь первый заместитель председателя Госсовета Владимир Марков призвал искать способы стимулирования сельских учителей, приведя пример из царской России. Сельские учителя в то время получали годичный оплачиваемый отпуск и проводили его за границей, на этот период община искала другого педагога. Для решения кадровой проблемы спикер парламента Коми Игорь Ковзель предложил под руководством министерства образования начать отрабатывать программу "Дом для учителя". - Пусть она пока не будет подкреплена финансированием, но мы хотя бы будем понимать, сколько мы должны домов построить. Мы должны понимать, где они нужны, где есть перспективы, а где их нет, - рекомендовал Игорь Ковзель. Итог собранию подвел руководитель фракции, заместитель председателя госсовета Александр Макаренко, призвав районные власти и профильное министерство и его отделы в муниципалитетах не скрывать от жителей информацию о судьбе малокомплектных школ.

- Не надо делать из оптимизации тайну. Если таковы планы, обсуждайте их с людьми. Часто на малокомплектных школах держатся целые села и поселки, и такие новости не должны сваливаться на людей, как снег на голову. Если оптимизация все же неизбежна, делать это нужно плавно, не ущемляя интересы детей и родителей.

По материалам ИА "Север-Медиа"

10 июня 2015

Общество