Педагоги в поисках новых подходов в патриотическом воспитании

Сегодня на коллегии министерства образования республики говорили о новых подходах в патриотическом воспитании. Как ранее заявляли российские общественники, "патриотизм нужно воспитывать ненавязчиво и без "нафталина", "учить патриотизму не по учебникам, а знакомить с настоящими героями, которые живут среди нас и создают современную историю". В начале апреля федеральное министерство образования и науки вынесло на общественное обсуждение проект программы патриотического воспитания граждан до 2020 года. Ее целью названы "повышение гражданской ответственности за судьбу страны, консолидация общества и "вовлечение граждан в процесс защиты, сбережения и укрепления могущества" страны.

По мнению общественников, учить патриотизму нужно не по учебникам, а знакомить с настоящими героями. Фото БНК

Как сообщил на коллегии первый заместитель министра образования республики Игорь Минин, в организации патриотической работы наблюдаются позитивные тенденции: в республике сложилось межведомственное взаимодействие и возросло количество мероприятий. Так, за счет бюджета республики проводятся такие игры, как "Зарница", "Орленок", "Школа безопасности", спартакиады, слеты, в которых участвуют более 90 тысяч человек. В образовательных учреждениях работают 127 клубов и объединений патриотической направленности, действуют 72 отряда юных инспекторов дорожного движения и 67 дружин юных пожарных. В девяти муниципалитетах открыты 54 кадетских класса. Кроме того, благодаря работе по допризывной подготовке удалось повысить мотивацию ребят к службе в армии и сократить показатель уклонистов со 121 до 71 человека. Отметил Минин и активную шефскую помощь ветеранам, так называемое "тимуровское движение".

Игорь Минин обратил внимание и на проблемы. В 2014 году сократился музейный фонд в ряде муниципалитетов, а "имеющийся зачастую не соответствует теме патриотизма", слабая материально-техническая база образовательных организаций. И, как неоднократно подчеркнул Игорь Минин, в военно-патриотическом воспитании зачастую не хватает не столько финансовой поддержки, сколько административной. Отдельным блоком стоят проблемы недостаточного использования проектных и поисковых форм работы, невысокий уровень качества школьных программ по патриотическому воспитанию и недостаточный уровень подготовленности педагогов.

По словам Минина, нужно искать новые формы работы, новые технологии, "чтобы увлекать молодежь". А на современном этапе еще и нужно противодействовать антипатриотизму, пропаганде культа насилия, фальсификации и искажению истории Отечества. Министерство образования рекомендовало всем заинтересованным сторонам особое внимание уделить сохранению и развитию школьных музеев, приобщению к истории и культуре родного края, истории Отечества и Великой Отечественной войны и оказанию шефской помощи ветеранам, совершенствованию профессионализма педагогов.

- Когда спрашиваешь учеников, то все патриотическое воспитание сводится к тому, что с ними собирались, беседовали и не более того. Понимаете, беседа ничего не даст. Сегодня любой ребенок приходит домой, открывает интернет и очень много видит негатива. Поэтому нужно предусмотреть такие формы работы, которые объясняли бы детям, что есть патриотизм и антипатриотизм. Здесь очень большая работа абсолютно всех учителей. Когда мы говорим о качестве образования, мы говорим о создании единой образовательной среды, независимо будь-то историк, филолог, биолог. Мы должны нести определенное знание детям, в том числе знание о гражданственности, о понятии патриотизма, - подытожил министр образования Коми Владимир Шарков.

По материалам ИА "Север-Медиа"

28 апреля 2015

Общество