Арест властей республики. Понедельник: факты и мнения

Весь день накануне в следственном изоляторе Лефортово шли допросы фигурантов дела в отношении властей Коми, или, как окрестили тему федералы, "дела Гайзера". В воскресенье Басманный суд Москвы арестовал 15 фигурантов дела. Корреспондент БНК собрал основные факты и мнения, высказанные накануне в российских СМИ.

Фото Вячеслава Прокофьева, ТАСС

Как сообщает "Интерфакс" со ссылкой на Следственный комитет России, губернатор республики Коми Вячеслав Гайзер пока отказывается сотрудничать со следствием и "красноречием в беседе со следователем не отличается".

Также представитель СКР Владимир Маркин высказал предположение ведомства, согласно которому ущерб от деятельности преступного сообщества, которое, предположительно, возглавлял Вячеслав Гайзер, может составлять миллиарды рублей, однако точная сумма пока не называется.

Кроме того, следственный комитет намерен объявить в розыск одного из главных фигурантов уголовного дела Александра Зарубина, выехавшего, по некоторым данным, за пределы страны.

По информации РИА Новости, адвокат Вячеслава Гайзера Олег Лисаев в эфире радиостанции "Говорит Москва" рассказал, что его подзащитный вместе со своей семьей владеет деревянным домиком и пользуется скромным автомобилем.

"Для Гайзера психологически тяжело внимание к его персоне, личной жизни и явно недружественное освещение происходящего СМИ", - отметил он.

Федеральные СМИ меж тем без умолку и на разные голоса обсуждают причины столь громкого ареста всей правящей верхушки региона, не скупясь на метафоры, эпитеты и каламбуры с фамилией главы региона, последнее особенно касается телевизионщиков.

Проект "Медуза" свел все основные версии журналистов и политологов к шести: Кремль начинает новую антикоррупционную кампанию, Кремль хочет изменить новостной фон, Кремль дает сигнал региональным элитам о том, что пора бояться, Кремль отвлекает внимание от скандала с Турчаком, Гайзер действительно попался на коррупции либо в условиях кризиса на федеральном уровне началась очередная борьба за ресурсы, которыми так богата республика Коми.

Журналисты "Медузы" говорят о том, что последняя громкая антикоррупционная кампания Кремля провалилась благодаря освобождению Евгении Васильевой и воспринимается обществом лишь как насмешка. Дело же Вячеслава Гайзера может продолжить взятый курс, за одним исключением.

- В отличие от той же Васильевой у Гайзера, похоже, нет сильных покровителей в Москве. Широкое освещение дела главы республики Коми в государственных СМИ, смакование деталей типа найденных при обыске драгоценностей или золотой ручки — все это может свидетельствовать о том, что дело Гайзера должно вытеснить из общественного сознания дело Васильевой, - пишет "Медуза".

Журналист Олег Кашин на портале slon.ru без сомнения говорит о том, что единственная версия, которую нельзя воспринимать всерьез, - это версия, что правоохранительные органы вдруг узнали, что член Высшего совета партии "Единая Россия", набравший почти 79% голосов на выборах в регионе в 2014 году - коррупционер, и арестовали его, руководствуясь Уголовным кодексом Российской Федерации.

- Читая и слушая любовно составляемые государственными телеканалами списки богатств, изымаемых у Гайзера, важно не забывать - такие богатства есть у всех, и само по себе их существование никогда бы не стало причиной для ареста главы региона. Гайзер не "оказался коррупционером", нет - федеральная власть объявила его коррупционером, руководствуясь какими-то своими политическими соображениями. И как бы это дико ни звучало, Гайзер и его друзья теперь - жертвы политического преследования. Просто мы привыкли, что это словосочетание может звучать только романтически - когда есть честный оппозиционер, и есть власть, которая его преследует. В действительности же, если система предусматривает возможность политических репрессий, от них не застрахованы и самые преданные системе люди; можно даже сослаться на опыт тридцать седьмого года, когда в лагерную пыль с одинаковой скоростью превращались и самые обычные ни в чем не виноватые люди, и активные большевики, и даже чекисты. Когда нет закона, это неизбежно, - поделился своими мыслями политический журналист, отмечая также, что на каждого главу субъекта федерации в Москве припрятана "папочка Фаберже", без которой Кремлю было бы трудно управлять регионами.

О том же говорят и "Ведомости", приводя слова источника, близкого к Кремлю.

- У них все было хорошо и по политике, и по экономике, и с силовиками не возникало по-настоящему серьезных проблем. Привыкли, что все хорошо, и расслабились". Причиной зачистки руководства Коми могло быть то, что в этом небедном регионе (нефть, лес, уголь, бюджетные средства) была заинтересована одна из влиятельных групп, а у руководства республики не было влиятельных защитников на самом высоком уровне, - отмечают "Ведомости".

Также журналисты "Ведомостей" со ссылкой на экспертов указывают на изменение повестки Кремля с внешнеполитической, которая всем уже порядком поднадоела, на внутриполитическую.

- Главный смысл дела Гайзера с точки зрения политики заключается в том, что с его помощью Кремль радикально меняет повестку, причем в опережающем темпе, еще до того, как большинство избирателей окончательно утратят интерес к вопросам внешней политики, считает политолог Аббас Галлямов: "Пока для большинства россиян Кремль - молодец во внешних вопросах. С помощью дела Гайзера Кремль пытается завоевать очки в политике внутренней". Теоретически борьба с коррупцией в регионах - беспроигрышный вариант, но силовики сами погрязли в коррупции не меньше региональных руководителей, и общественность это знает, подчеркивает эксперт: "Поэтому любое уголовное дело сейчас воспринимается через призму корпоративных интересов силовиков", - цитирует политолога издание.

Другой политолог Алексей Макаркин сравнивает аресты в Коми с "узбекским делом" в 1980-х, когда Кремль стремился бороться с вопиющими случаями разложения местных элит и поднять свой авторитет.

- Политические менеджеры ясно намекают: прежние времена, когда благополучные цифры в отчетах, высокий процент голосования за правящую партию и демонстрация лояльности Кремлю гарантировали спокойную жизнь, миновали, - отмечает в тех же "Ведомостях" политолог Александр Кынев. - Заслуги не гарантируют неприкосновенности в случае неудачного для имярека исхода конфликта за должность, контролируемые финансовые потоки и материальные активы.

Тем не менее, постепенно в СМИ начинают появляться реальные факты, которые могли бы послужить основанием для возбуждения уголовного дела.

- Даже без заявлений Следственного комитета понятно, что в Коми с несколькими предприятиями происходило что-то странное. Источники нескольких деловых изданий утверждают, что только по одному из эпизодов, связанных с "Птицефабрикой Зеленецкая", бюджет недополучил 900 миллионов рублей. Другие подозрительные дела связаны с лесопромышленной компанией "Сыктывкарский ЛДК", которая была доведена до банкротства, а потом выкуплена местной элитой. Это дело частично задокументировано в прессе, потому что кредитором ЛДК в свое время был Сбербанк, и он публично жаловался на происходящее в компании. Есть свидетельства и о том, что некоторые предприятия в Коми сначала дешево приватизировались, а потом дорого национализировались. В общем, дело в отношении Гайзера организовать было не очень сложно,- делают выводы авторы в "Медузе".

Еще одна версия - борьба за ресурсы, которые в условиях кризиса являются предметом спора крупных компаний.

- В условиях кризиса многие компании борются за сферы влияния даже там, где раньше воздерживались. Республика Коми богата лесом, нефтью и другими ресурсами. Ранее считалось, что Коми руководят ставленники "Реновы" — об этом со ссылкой на источники СМИ писали в течение многих лет. Одной из ключевых фигур называли бывшего топ-менеджера "Реновы" Александра Зарубина, который проходит по делу Гайзера. Вполне возможно, кто-то из крупных компаний, обладающих влиянием в Кремле, захотел получить контроль над регионом, а для этого нужно было снять или скомпрометировать всю старую элиту, - заключают все в той же "Медузе".

Ресурс "Главред" приводит пост социолога и политолога, двоюродного брата Бориса Немцова Игоря Эйдмана, который громкий арест связывает с нарушением губернатором Коми воровских понятий, по которым живет правящая российская олигархия, и конкретно с тем, что республиканские власти перешли дорогу Игорю Сечину.

- Любого (без исключений) российского большого начальника можно законно посадить за коррупцию и воровство, а многих, как например Турчака, еще и за организацию насильственных преступлений. Почему же одних сажают, а других (подавляющее большинство) — нет? Дело в том, что правящая российская олигархия во главе с Путиным живет не по официальным законам (которые для фраеров), а по воровским понятиям. Конечно воровство в воровском мире — не преступление, а доблесть. За это не наказывают. Сажают у нас начальников (каким бы ни было формальное обвинение) за то, что в воровской среде считается действительно крупными проступками, требующими наказания: за крысятничество, то есть за воровство у своих, за неумение делиться с братвой, за неуважение к воровской иерархии и авторитетам. Вот и губернатора Коми, как пишут знающие люди, посадили за то, что он перешел дорогу одному из наших главных воров в законе — Игорю Сечину. К тому же, по всей видимости, еще и не по чину брал, с московской братвой плохо делился, в путинский общак мало отстегивал. В общем не оправдал смотрящий за республикой Коми доверие братвы и самого пахана. Придется ему теперь на нарах корячиться вместе со всей своей ОПГ. А поляну его передадут другому более надежному смотрящему, который косячить не будет. Заодно еще наших телезрителей-фраеров в очередной раз развели. Посмотрят те новости и решат: суров наш пахан, но справедлив. Будут и дальше, радостно повизгивая, подставлять ворам для стрижки свои бараньи бока, — пишет в фейсбуке Эйдман.

По материалам ИА "Север-Медиа"

22 сентября 2015

Политика