С ноября перевозчики тяжелых грузов будут платить по 3,7 рубля за километр пути

Российское правительство нашло новый источник пополнения федерального дорожного фонда - за проезд по дорогам - федеральным, а через два года и региональным, водители тяжелогрузов будут вынуждены платить по 3,73 рубля за километр. О механизме работы системы, способах расчета маршрута и оплаты рассказали сегодня представители федерального дорожного агентства и Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами ("РАДОР") на совете директоров дорожных администраций Баренцева региона, который прошел сегодня в Сыктывкаре в рамках международного форума.

Фото Сергея Паршукова

В России доля региональных дорог, находящихся в ненормативном состоянии составляет 63 процента. Как рассказал генеральный директор ассоциации "РАДОР" Игорь Старыгин, основными источниками формирования дорожных фондов являют акцизы на горюче-смазочные материалы и транспортный налог. В последние годы все чаще прогнозы не оправдываются - по акцизам отмечается недобор, поступления же транспортного налога, который платят все владельцы транспортных средств, наоборот, понемногу растет.

Начиная с 2014 года, в связи с экономическим положением объем федерального финансирования на ремонт и содержание дорог снижается. В этом году он составил 150,3 миллиарда рублей.

Однако в условиях снижения финансирования, по словам директора ассоциации "РАДОР", найдены новые источники средств для компенсации ущерба, который наносят дорогам тяжелогрузы. 30% грузоперевозчиков ездят по России с нарушением правил перевозки тяжеловесных грузов, по отдельным направлениям перевес доходит до 50%. Ежегодный ущерб дорогам страны от этого оценивается в 2,6 триллиона рублей, всего же в год в России на дорожные работы выделяется один триллион рублей.

Сейчас по аналогии с контролем скоростного режима дорожники внедряют систему автоматических пунктов весового контроля, который при отсутствии разрешения будет автоматически выписывать владельцу слишком тяжелого большегруза штраф.

Заместитель начальника управления эксплуатации автомобильных дорог федерального дорожного агентства Андрей Чернигов рассказал о новом сборе для водителей тяжелогрузов весом более 12 тонн, который начнет взиматься уже с 15 ноября. Проект сбора мзды размером в 3,73 рубля за один километр пути его создатели считают уникальным в силу того, что система будет работать посредством сразу двух навигационных технологий - ГЛОНАСС и GPS, которые позволят отслеживать движение машины специальным бортовым датчиком и даже рассчитывать маршрут на сайте. Деньги, полученные таким образом будут пополнять федеральный бюджет, компенсируя ущерб, который наносится тяжелыми грузовиками российским дорогам.

- Одним из наиболее эффективных механизмов пополнения бюджета является введение платы за проезд по магистралям и переходу на принцип "пользователь платит". Система вводится как средство компенсации ущерба. Спутник с максимальной точностью позволяет определять путь транспортного средства. Сама система взимания платы не имеет аналогов по своему охвату: она охватит 48 тысяч километров федеральных дорог 24 часа в сутки 365 дней в году. Размер платы установлен постановлением правительства, - пояснил он.

Проект будет реализовываться в несколько этапов, последний завершится в 2017 году, когда система заработает не только на федеральных дорогах, но и на региональных.

Уже сейчас для реализации проекта создано 200 тысяч единиц бортовых устройств, установлено 20 конструкций для систем стационарного контроля, закуплены транспортные средства отечественного производства для обеспечения мобильного контроля.

Игорь Старыгин, обращаясь к своим зарубежным коллегам, добавил, что система будет распространяться не только на российских перевозчиков - на границе Российской федерации водителю будет бесплатно выдаваться простое в использовании бортовое устройство, которое крепится на лобовое стекло и подключается в прикуриватель автомобиля.

На сайте platon.ru есть вся подробная информация о проекте, способах оплаты пошлины и расчете пути, который можно производить в личном кабинете. Разработана также предварительная система оплаты - владелец транспортного средства сначала должен зарегистрироваться в системе, внести плату, а потом начинать движение по дорогам. На сегодня есть возможность вносить плату всеми существующими видами платежа: через терминал, посредством банковского поручения или перевода, при помощи мобильного приложения.

- Передвигаясь по дорогам России автомобиль будет проходить через так называемые контрольные рамки, где аппаратура в автоматическом режиме будет считывать работоспособность устройства, а также он будет встречаться с мобильными контрольными системами, -рассказал он, подчеркнув, что соответствующие изменения в кодекс об административных правонарушениях уже внесены - штрафы за неработающее устройство будут достаточно высокими, а без внесения платы по счетчику за пределы Российской Федерации не выпустят.

Гость из Норвегии Турбьорн Наймак систему похвалил, но поинтересовался, напрямую ли суммы, полученные от перевозчиков, будут попадать в федеральный бюджет целенаправленно на ремонт дорог.

- Суммы, эквивалентные сборам, будут направляться из федерального бюджета в региональные, но по определенным правилам - на реализацию проектов государственно-частного партнерства, что с учетом средств частных инвесторов и самого региона должно с каждого направленного в субъект миллиарда давать прирост средств на дорожные работы в два миллиарда рублей, - объяснил непростую математику генеральный директор Ассоциации "РАДОР".

По материалам ИА "Север-Медиа"

23 сентября 2015

Экономика