Встреча с медведем

Посвящается деду Николаю Александровичу Игнатову

Фото www.shik10.com

Мой дед - удивительный человек. Выросший в трудные послевоенные годы в деревне, в постоянном труде и заботах (отца рано не стало, у матери осталось три сына), он научился видеть, подмечать такие вещи, которые далеко не каждый заметит: откуда какой-нибудь кот в гости пришёл, как собака с соседней улицы вкусную косточку выпрашивает, или как сорока соседского кота за жадность наказала. Любить животных, наблюдать за природой - это его жизнь, причём, природа для него - это самый чудесный мир. А сколько стихов о природе наизусть знает! Куда бы я ни шёл с ним, за грибами, ягодами или на рыбалку, всегда припасено несколько строк для меня. (Мой дед живёт в Усинске, и я езжу к нему каждое лето).

Но самой главной страстью, именно страстью, для него является охота. С двенадцати лет он уже обходил помоздинские угодья с ружьём. Интересный случай произошёл с ним осенью прошлого года. Вот как дед рассказывал о встрече с медведем:

- Иду я на охоту, в конце сентября это было. Надо бы мне поляну перейти и небольшое болото. Там раньше буровая стояла. Буровую со временем убрали, осталась поляна с невысокой сочной зелёной травой. Именно это место облюбовали медведи (любят они сочную траву). Тремя днями раньше в двухстах метрах от этой поляны я уже видел медведя, который выскочил на тропу. Миша будто присел на задние лапы, и создалось впечатление, будто он сдаться хочет. Я ему говорю: "Ты, косолапый, что тут делаешь? Возьму да шлёпну!" Он только сидит и смотрит. Кричу: "Ну-ка, брысь отсюда!" Я не волновался, ведь в одном стволе у меня был пулевой патрон (я увидел свежий медвежий помёт и на всякий случай зарядил ствол патроном). Он встал и убежал, а я дальше по своей тропе отправился.

И опять я на том же месте. Вижу, опять медведь пасётся, как корова на лугу, траву ест. Думаю, как же мне к нему подойти поближе, чтобы понаблюдать за ним? Он покормился, на задние лапы встал и скрылся за буреломом, а через несколько секунд снова выходит на поляну.

Я остановился в метрах ста. Наблюдаю. Опять Миша на задние лапы встал, оглянулся, за траву принялся, после чего за буреломом скрылся. Я добежал до конца болота и остановился. Ружьё на плече. Подумал, что косолапый заметил меня и удрал. И тут вижу: медведь выходит из-за бурелома, идёт вдоль болота, нагибаясь за ягодами. Дай-ка ещё посмотрю, думаю, полюбуюсь на красавца! Видел бы ты, как он ест! За каждой ягодкой наклоняется, берёт аккуратно, словно в ресторане. И не лень же наклоняться постоянно. Пару минут любовался, как он туда-сюда ходит, ягоды в пасть кладёт. Ну, пора и честь знать! Очень ласково обращаюсь к своему старому знакомому, как я думал, надеясь, что тот сразу убежит: "Ку-ку, косола-а-пый!" Он как подпрыгнет, как зашипит! На задние лапы вскочил. Вот это да... В этот же момент из-за бурелома вылетают два медвежонка, столбиками встали. Смешные, толстые, не поймут, в чём дело. Ушками шевелят. Меня-то, стоящего неподвижно в сорока метрах, не заметили. Зрение-то у медведей не очень хорошее, на неподвижный предмет реагируют слабо. А я -то как впросак попал?! Крикнул: "Брысь отсюда!" Подымаю курок и стреляю вверх, чтобы вспугнуть. Медвежата бросились бежать по моей тропе через болото, только лапки засверкали, зато мамаша, которую я принял за своего знакомого Мишу, кинулась в мою сторону, продолжая угрожающе шипеть. Зря говорят, что неповоротлив и неуклюж медведь. На самом деле, это очень ловкий и коварный хищник. Прыжки два-три метра в длину!

Хочу перезарядить ружьё, но от волнения руки не слушаются, патрон в ствол всунуть не могу! А расстояние сокращается мгновенно! Остаётся каких-нибудь метров пятнадцать. Я всё-таки зарядил ружьё, успел взвести курки и сам кинулся ей навстречу, дико закричав и обозвав её грубо. Она этого не ожидала и остановилась. Встала во весь рост и опять зашипела, оглядываясь в ту сторону, куда удрали её отпрыски. Простояли друг против друга около минуты… Если нападёт, буду стрелять, решил. Она поняла, что я её не боюсь, и нападать не стала.

Если бы я побежал, то она догнала и растерзала бы меня. И всем совет даю, от медведя не убежишь, быстроты и ловкости зверю не занимать. Если побежишь от медведя, в нём проснётся природный инстинкт агрессии, особенно мощный у хищников, - преследование добычи. Лучше стоять и кричать. Медленно и осторожно сую руку во внутренний карман, достаю запасной патрон, тихонько сую его в рот, правой рукой опускаю аккуратно правый курок, иначе ружьё не откроется, и, целясь, стреляю на полметра выше её головы, между ушами. Моментально открываю ружьё, вытаскиваю стреляную гильзу, заряжаю патрон и с ходу поднимаю оба курка. На это ушли доли секунды. Жду. Если кинется, буду бить в упор: в стволах дробовые патроны - выстрелить успею. К счастью, медведица отскочила назад. Тогда я крикнул, сделал пару шагов вперёд, она же отбежала назад на метров пять. Она снова отбежала уже метров на десять, и так же стала на задние лапы. Я успокоился. Достаю из патронташа пулевые патроны, перезаряжаю ружьё и иду на медведицу. Та отошла, рявкнула, посмотрела на меня ещё раз, и небольшими прыжками скрылась за медвежатами.

Я перешёл болото, немного передохнул и пошёл дальше в лес. С этим семейством я больше не встречался, хотя они ещё несколько раз выходили кормиться на эту поляну. Вот ведь как бывает, столько раз с медведями встречался, а такое со мной впервые произошло. Теперь всегда в один ствол пулевой патрон вставлен. В Усинске у нас медведей много, а по статистике, один из десяти агрессивный попадается. Любопытство моё дорого бы обойтись могло! Лес - это всегда тайна. Всю жизнь об этом помни!

По материалам ЗАО "Газета "Красное знамя"

4 апреля 2015

Окружающая среда