В Сыктывкаре работникам "Альфа-Транса" предложили безбоязненно переходить в новые компании

После того как 29 апреля было объявлено о том, что Арбитражный суд Коми принял решение о начале процедуры банкротства компании "Альфа-Транс", на предприятии состоялось собрание профкома, где сотрудники перевозчика выясняли, чего им ждать, будет ли у них работа и какие гарантии и зарплаты им ждать в будущем.

Председатель профкома предприятия Наталья Занегина начала заседание с обрисовки ситуации: "Предприятие объявлено банкротом. Создаются новые мелкие ОООшки. В них уже перешла часть людей. Кто-то самостоятельно, кто-то был загнан шантажом. Мы все готовы перейти на работу в эти новые предприятия, но нам нужно понимать, будет ли подписано отраслевое соглашение, останутся ли зарплаты на прежнем уровне и сохранятся ли социальные гарантии".

Также она отметила, что около половины персонала "Альфа-Транса" пока не могут перейти в новые организации потому, что они до сих пор официально не созданы и не имеют лицензии.

Затем слово взял конкурсный управляющий Роман Танасов, назначенный судом на эту должность. Он объяснил, что бывшее руководство "Альфа-Транса" с 29 апреля отстранено. "Долг предприятия, по данным суда, перед арендаторами, налоговой и организациями, оказывающими услуги, — около 100 миллионов рублей. Еще 15-20 миллионов — это неуплаченные налоги. Эта сумма появилась из-за того, что последние месяцы компания выплачивала работникам зарплату в ущерб другим обязательствам. По закону за шесть месяцев я должен буду проинвентаризировать все имущество "Альфа-Транса", которое затем будет реализовано, чтобы расплатиться с кредиторами", — пояснил процедуру Р.Танасов.

Он отметил, что предприятие продолжит работать. Производственными вопросами займется бывший директор Сергей Ситников, которого Р.Танасов выбрал в качестве помощника. Всем сотрудникам будет официально объявлено о банкротстве, и они смогут принять решение — продолжать работать до сокращения еще два месяца или увольняться и устраиваться в другое место.

"Перспектива оставаться на предприятии неоднозначная. Дело в том, что все финансовые потоки контролируются судебным решениями, поэтому возможны некоторые задержки по зарплате. Деньги будут выплачены все, но на все надо будет время", — уточнил конкурсный управляющий.

Он добавил, что на учредителей восьми новых компаний-перевозчиков он влиять не в силах и может только порекомендовать им учесть пожелания сотрудников, переходящих из "Альфа-Транса" в новые предприятия.

Председатель республиканского комитета профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Иван Урсу рассказал, что у него после получения информации о признании "Альфа-Транса" банкротом состоялся разговор с председателем правительства Коми Владимиром Тукмаковым. "Он сказал, что правительство не допустит нарушения трудового законодательства и возьмет на контроль ситуацию. Все люди будут приняты на новые предприятия, а вот зарплата уже будет зависеть от самих сотрудников. Город отстранился от решения проблемы, не все заявленные организации еще созданы. Вам нужно брать ситуацию в свои руки, реорганизовать имеющийся профсоюз, создать новые первички и добиваться подписания коллективного договора и принятия отраслевого соглашения", — рассказал И.Урсу.

Н.Занегина сказала, что работа в этом направлении уже ведется, но руководители нескольких ОООшек в ответ на заявление о перечислении части зарплаты в пользу профсоюза, ответили отказом. "Даже вникать в это не хочу. Пишите сразу заявления в трудинспекцию и прокуратуру и письмо Тукмакову", — ответил И.Урсу.

Он отметил, что правительство поддерживает мнение профкома — перевозки необходимо сохранить, и нужно сделать все, чтобы население не почувствовало никаких изменений. В то же время уже ощутимо, что на маршруте №54, который по временному договору перешел одному из недавно созданных предприятий, в два раза увеличился интервал между автобусами.

По словам И.Урсу сотрудники "Альфа-Транса", не боясь, могут переходить к новым перевозчикам, а вопрос подписания коллективного договора будет решен, как только заработает профсоюз. "Важно только решить вопрос отпусков. Те, кого устраивает компенсация, могут не переживать, но есть люди, которые уже запланировали поездку. Думаю, новым предприятиям стоит вместе с приемом на работу сотрудников учесть и их график отпусков, чтобы не допустить хаос", — предложил он.

Генеральный директор "Комиавтотранса" — учредителя "Альфа-Транса" — Евгений Сидоров добавил, что в качестве решения правительству региона предлагали варианты по созданию государственно-частного предприятия по организации пассажирских перевозок, но эту идею зарубили, поэтому и появляются эти восемь мелких компаний. "Довод следующий — на рынке пассажирских услуг должна быть конкурентная среда, чтобы перевозчики не просили деньги на возмещение выпадающих доходов, — рассказал Е.Сидоров. — Поэтому "Комиавтотранс" не имеет никакого отношения к новым компаниям. Они лишь арендуют нашу технику. Но нам важно, чтобы они работали и были платежеспособными".

Напомним, с проблемами компания сталкивается уже давно. Так, 18 марта 2013 года кондукторы и водители "Альфа-Транса" не вышли на маршруты из-за уменьшения зарплаты. В июне 2013 года выяснилось, что у "Альфа-Транса" заморозили счет, которым предприятие рассчитывается за топливо для автобусов. По этой причине водители выходили на маршрут, делали два-три круга на остатках солярки и возвращались в парк. Проблемы тогда возникли на маршрутах №№ 19, 23, 24, 25, 26, 54. По некоторым данным, сумма долга составляла 80 миллионов рублей. Ситуация разрешилась послевмешательства сыктывкарской мэрии, после чего она пообещала следить за этим предприятием. В июле 2013 года работники предприятия из-за трудностей с зарплатой снова устроили забастовку, которую Верховный суд Коми признал незаконной.

Позднее, 28 октября 2014 года, профком предприятия выходил на пикет, на котором работники обвиняли руководство в том, что оно довело компанию до банкротства. В апреле 2014 года стало известно, что предприятие приобретет 30 новых автобусов, 10 из которых должны были выйти на маршруты в конце того же месяца. И десять автобусов действительно прибыло. Остальные закуплены не были. В конце ноября 2014 года предприятие начало готовиться к реорганизации. В декабре 2014-го на Стефановскую площадь с одиночным пикетом вышла председатель профкома "Альфа-Транса" Н.Занегина. По словам женщины, это она сделала из-за того, что 18 декабря предприятие планировали объявить банкротом.

Предпоследнее повышение стоимости проезда в сыктывкарских автобусах с 15 до 17 рублей произошло 1 сентября 2012 года, до этого тарифы пересматривали весной 2011 года, когда цена билета выросла с 14 до 15 рублей. Повышение стоимости проезда на городских автобусах с 1 января 2015 года до 20 рублей, по словам С.Ситникова, должно было поспособствовать исправлению ситуации, хотя себестоимость поездки без учета рентабельности, по расчетам предприятия, составляет 22 рубля.

Арбитражный суд Коми 29 апреля 2015 года признал "Альфа-Транс" банкротом.

По материалам ИА "КомиОнлайн"

30 апреля 2015

Общество