Ученые Коми призвали не мешать северному оленю восстанавливать популяцию

Еще недавно дикий северный олень имел в России обширный, практически сплошной ареал обитания, а сегодня распространен очагами, особенно в европейской части страны.

Снижение численности северного оленя в регионах стало поводом для занесения этого вида в региональные Красные книги. В Коми Rangifer tarandus впервые был взят под охрану в 2009 году. В 2020-ом все популяции европейского подвида северного оленя были занесены во второе издание Красной книги России.

В чем причины сложившейся ситуации и что следует предпринять, чтобы из нее выйти, младший научный сотрудник отдела экологии животных Института биологии Коми научного центра Андрей Королев рассказал газете "Наука Урала".

По его словам, в Евразии выделяют до восьми, а в Северной Америке шесть подвидов северного оленя. Кроме того, выделяют несколько экологических форм вида: островную, тундровую, лесную, горно-лесную. Естественное внутривидовое разнообразие оленя дополняется наличием домашней формы с различными породами.

Несмотря на значительные в целом запасы вида, статус отдельных его группировок (подвидов, популяций) уже многие годы вызывает опасения ученых. В первое издание Красной книги СССР (1978) был внесен новоземельский подвид северного оленя, был он включен и во второе издание (1984). В первое издание Красной книги России помимо новоземельского подвида была внесена алтае-саянская популяция лесного подвида, во второе — уже четыре подвида: европейский (все популяции), сибирский лесной (алтае-саянская и ангарская популяции, кроме Республики Тыва), охотский (камчатская популяция) и новоземельский (популяция острова Северный архипелага Новая Земля).

Олень сохранился в ряде неравновеликих очагов в пределах Архангельской и Мурманской областей, республик Карелия и Коми, Пермского края и Ненецкого автономного округа. В Кировской области изредка встречаются животные, заходящие из соседних регионов.

В свое время видный советский зоолог В.Г. Гептнер назвал северного оленя "беглецом от культуры", неспособным адаптироваться к изменениям, происходящим в лесной (таежной) зоне и приводящим к формированию здесь "культурного ландшафта".

В Республике Коми в конце 1940-х гг. олень встречался практически во всех районах, включая самые южные. К концу 1980-х гг. южная граница распространения вида отступила к северу примерно до широты Сыктывкара. С начала 2000-х гг. животные обитают в основном в центральных и северных районах, в южных отмечаются их нерегулярные заходы. Таким образом, смещение границы ареала к северу в юго-западном секторе региона (в его равнинной части) за последние 50-60 лет составило не менее 300 км.

Ученые Института биологии Коми НЦ УрО РАН считают, что основополагающими факторами исчезновения вида повсеместно были и остаются трансформация среды обитания и браконьерство. Олень избегает сельхозугодий, вырубок, гарей.

В Коми во второй половине XX в. преимущественно в южных и центральных районах было заготовлено около 1 млрд м3 древесины. В период наиболее интенсивных рубок, в 1970-1980-е гг., ежегодно вырубали порядка 200 тыс. га лесов и заготавливали более 20 млн м3 древесины. Как результат — доля типичных лесных местообитаний северного оленя в южной части республики невелика.

Второй по значимости фактор сокращения ареала и численности северного оленя — повсеместная незаконная добыча. По данным охотоведов и биологов, последний максимум браконьерства по отношению к оленю пришелся на 1990-е гг. Социально-экономический кризис постсоветского времени, особенно сильно ощущавшийся в отдаленных лесных поселках и деревнях, привел к резкому росту нелегальной добычи копытных. Чтобы выжить, люди пошли в тайгу, и она в очередной раз предоставила им эту возможность. В тот период численность оленя в Коми упала с 6,5 тыс. особей в 1990 г. до 0,55 тыс. особей в 1999 г.

По данным ученых Института биологии ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, сегодня ситуация с северным оленем в Коми улучшилась. Средняя численность вида в 2012-2023 гг. составила 3,96 тыс. особей против 1,87 тыс. в 1999-2011 гг. По мнению специалистов, основной причиной роста численности вида стало не придание ему охранного статуса, а изменения в размещении населения и улучшение его экономического положения. Опустели и закрыты многие отдаленные населенные пункты, население региона в целом сокращается. При этом существенно вырос уровень его благосостояния, изменилась структура занятости. Браконьерство сохранилось, но оно уже не носит массового характера.

Сегодня на первое место по степени влияния на численность и плотность популяций оленя вновь выходит антропогенная трансформация среды его обитания. Минимальный объем лесозаготовок в Республике Коми (4,7 млн м3) пришелся на 1997 г.; с тех пор он постоянно растет и в 2018-2022 гг. превысил уровень в 9 млн м3 в год. В рубку в основном отводят лесные массивы в южных районах республики, где оленей практически нет. Однако по мере исчерпания лесосырьевой базы на юге региона рубки будут продвигаться на север, в зону обитания северного оленя, поэтому уже сейчас необходим мониторинг распространения, распределения и численности вида, этого требует и его охранный статус.

Северный олень — типичный обитатель нетронутой тайги. Его в полной мере можно отнести к зонтичным видам, охрана которых косвенно защищает множество других видов, возможно, не связанных с охраняемым видом напрямую, но формирующих окружающие его экосистемы. Территориальная охрана и борьба с браконьерством — базовые компоненты сохранения многих социально значимых видов. Северный олень уже неоднократно демонстрировал свои возможности по восстановлению поголовья при сохранении ключевых ландшафтов и защите от прямого преследования. Необходимо лишь предоставить ему эти возможности и не мешать, периодически наблюдая за ним и внося соответствующие коррективы в процессе восстановления.

По материалам ИА "Комиинформ"

30 августа 2024

Окружающая среда