Федор Овчинников посоветовал начинающим предпринимателям уметь отказываться от своих идей

Владелец сети пиццерий, сыктывкарский предприниматель Фёдор Овчинников провел для студентов Сыктывкарского университета лекцию об успешном бизнесе.

Бизнесмен посмотрел на предпринимательство с философской точки зрения и рассказал слушателям, почему стоит верить в людей, как избавиться от ненужных идей и почему не надо бояться грязной работы. "Комиинформ" приводит выдержки из этой беседы.

Начало

- В 2010 году практически полным банкротом я вышел из книжного бизнеса. На тот момент я ясно понимал, что мне необходимо найти "правильную лошадь", на которой можно было ехать дальше. Книжный бизнес такой "лошадью" не являлся. Нужна была какая-то мотивирующая идея, которая со временем могла бы масштабироваться. Я начал искать то, что максимально мне подходит и не противоречит моим ограничениям, в моем случае это было отсутствие денег и небольшой город России. Так, собственно, и родилась идея "ДоДо пиццы".

Пицца — это массовый рынок, она есть в любой стране. Мало кто знает, что, например, Бразилия или Индия — это гигантский рынок пиццы. Был еще один важный момент: я не хотел изобретать ничего нового, а стремился сделать лучше и удобнее то, что уже имеется. Я задался целью создать какую-то модель, имеющую преимущества перед другими моделями, и тиражировать её с помощью франчайзинга, то есть продавать другим предпринимателям.

Совместить несовместимое

- "Додо Пицца" - это не просто сеть пиццерий. Это компания, сочетающая в себе гибрид IT-технологий и заведение общественного питания. Мы создали собственную "облачную" информационную систему для управления нашими специфическими бизнес-процессами. Сегодня группа "Додо Пицца" состоит из трех компаний. Первая компания производит пиццу. Это наша розничная сеть. Здесь мы тестируем технологии, рецепты, бизнес-процессы, маркетинговые решения.

Вторая компания запускает и поддерживает партнерские пиццерии. Это наша франчайзинговая компания.

Третья компания разрабатывает информационную систему Dodo IS. "Додо Пиццу" можно смело назвать IT-компанией. Наша модель чем-то напоминает Apple. Так же, как Apple, продает свою операционную систему вместе со своим “железом”, так и мы продаем свой софт - только вместе с бизнесом в виде франшизы. Мы хотим создать максимально эффективную систему, где софт и бизнес были бы максимально интегрированы.

Наш бизнес получил российскую известность во многом благодаря открытости. С 2006 года я веду блог, в котором рассказываю обо всем, что происходит в моем бизнесе, включая выручку, расходы и нашу прибыль. Наш подход: мы ничего не скрываем от наших клиентов. Так, например, на кухнях наших пиццерий висят веб-камеры, которые в прямом эфире транслируют, как готовится пицца.

Личность важнее знаний

- Я выпускник исторического факультета нашего Сыктывкарского университета. В школе у меня была мечта стать археологом, и в итоге я пеку пиццу. С уверенностью могу сказать, что образование — это не главное, все зависит от человека, от его личных качеств: обучаемости, трудолюбия, умения воспринимать критику и т. д. Когда мы принимаем на работу нового сотрудника, мы никогда не смотрим на его диплом, поскольку это не показатель. Знания — это винчестер, а личные качества человека — это компьютер, который способен выполнять самую сложную работу.

Отсечь лишнее

- Многие молодые предприниматели уверены, залог успеха — это интересная идея. С таким подходом далеко не уедешь. Я за вечер могу сгенерировать огромное количество идей, но какой от этого толк? Уметь отказываться от идей, вот что важно, вычленять из них самое ценное и работать только с ним.

Мы и они

- Неважно, чем заниматься, важно, как заниматься. Нашу компанию отличает то, что мы не боимся работать. Все наши сотрудники, вне зависимости от должности, работали на кухне в пиццерии. Мой партнер по бизнесу, наш директор по франчайзингу, пришел в компанию в 2011 году. На тот момент у него был собственный бизнес — он работал в банке, но несмотря на это он пошел работать на кухню. Потом он стал управляющим, а спустя какое-то время открыл собственную пиццерию в Ухте, и сейчас это одна из самых прибыльных и успешных пиццерий нашей сети. Спустя какое-то время он вернулся в компанию и сейчас руководит франчайзинговым развитием. Наше преимущество в том, что мы не боимся грязной работы. Нужно делать то, что трудно делать конкурентам, потому что если мы это сделаем, значит, они уже этого сделать не смогут".

Синтез культур

- Российский менеджмент, в моем понимании, - это смесь западных и японских подходов. Россия находится на пересечении двух культур - восточной и западной, и мы должны брать от запада конкурентность и инициативность, а с востока некую общинность и традиционность.

Команда

- "Великие вещи в бизнесе не создаются в одиночку, они создаются командой", - это сказал Стив Джобс, основатель компании Apple. В своей работе я выделил несколько основных принципов.

Вера в людей и постоянный поиск. Ты веришь людям, даешь им шанс, доверяешь. Кто-то из этих людей может обмануть, но, несмотря на это, ты должен верить и постоянно искать новых людей. И со временем у тебя сформируется своя команда. Если же тебя кто-то обманул и ты разочаровался в людях, то создавать команду ты уже не сможешь.

Следующий принцип - подобное притягивает подобное. У нас в компании есть блог, где в подробностях рассказывается о том, как мы делаем бизнес. Этот блог привлек очень много людей, которые, прочитав его, пришли к нам работать, потому что разделяют ценности нашей компании.

И последнее - партнерство и долгосрочная работа. Каждый сотрудник для нас - это партнер. Все наши поставщики — это партнеры. Партнеров надо увлекать. Если это сотрудник пиццерии, то у него должна быть возможность развиваться, если это поставщик, у него должна быть возможность зарабатывать, иначе услуги будут некачественные".

Успех

- Многие говорили мне, что у меня ничего не получится, говорили, что никто не будет заказывать пиццу на дом в нашем городе. Не понимали, зачем разрабатывать софт, когда есть готовые решения. Мне говорили, что ничего нового изобрести нельзя. А в то, что из Сыктывкара можно создать федеральную сеть и вовсе никто не верил. Но несмотря ни на что, у нас все получилось. Да, в пути мы ошибались, но если бы мы верили всему, что говорят "серьёзные люди", то никогда бы не добились того, что имеем сейчас, — почти 960 миллионов рублей выручки за 2015 год, 71 одна пиццерия по всей стране, одна пиццерия в Китае. А в феврале 2016 мы откроем свою первую пиццерию в США.

Фото Ирины Кнутас

По материалам ИА "Комиинформ"

11 декабря 2015

Право