В ожидании красного петуха

Предписание пожарных инспекторов в Сыктывкарском университете откладывается на неопределенное время

В минувшее воскресенье в общежитии Смоленской государственной медицинской академии случился пожар. Вахтер заметила тревогу в начале восьмого утра, и оперативно примчавшиеся огнеборцы в течение двух минут локализовали очаг возгорания, а находившихся в здании людей эвакуировали по лестничным маршам и приставным лестницам. Как пишется в таких случаях в отчетах пожарных, было спасено более ста человек.

Невинные жертвы

Однако двух студенток спасти все же не удалось. Их обнаружили позже, в одной из соседних комнат - при обследовании помещений. Предположительно, причиной смерти стало отравление угарным газом. Девушки, уроженки Индии, находились в комнате, расположенной рядом с той, в которой возник пожар. Причины возгорания еще устанавливаются.

Медицинская академия в Смоленске находится в центре города, к тому же, в то воскресное утро улицы были пусты, так что пожарные прибыли очень быстро. У нас в Сыктывкаре студенческие общежития в основном находятся в нескольких кварталах от пожарной части, так что в случае чего машины с боевыми расчетами окажутся на месте возгорания практически мгновенно. Главное - чтобы вовремя сработала сигнализация, не случилось бы давки в узких коридорах, да были свободны для прохода коридоры и не захламлены те самые лестничные марши, по которым в Смоленске эвакуировали полусонных студентов. А вот с этим в нашем главном вузе - Сыктывкарском государственном университете имени Питирима Сорокина - далеко не все в порядке.

Обещанного три года ждут

Комплекс университета включает в себя десять учебно-лабораторных корпусов и девять студенческих общежитий, четыре музея, столько же спортивных залов, санаторий-профилакторий, комбинат питания. Обучается здесь порядка девяти тысяч человек, так что во всех зданиях всегда полно людей, поэтому надзорные органы пристально следят за тем, чтобы соблюдались требования по соблюдению пожарной безопасности. И если инспекторы что-то заметят, сразу выдают предписания по устранению неполадок.

Последнее такое предписание за номером 38/1/1 было выдано 22 марта 2013 года после проверки учебных корпусов и общежитий, которую проводила целая бригада инспекторов Главного управления МЧС России по Республике Коми. Проходила проверка с 11 февраля по 22 марта. Даты нам в данном случае интересны тем, что с тех пор минуло как раз три года. Увы, из указанных в акте проверки 218 нарушений пожарной безопасности на начало марта 2015 года было устранено чуть больше сотни, то есть практически половина. Хотя в предписании была четко указана конечная дата устранения нарушений: 03.03.2014 года. Другими словами, противопожарная служба давала руководству университета ровно год на устранение всех нарушений.

До мелочей ли было?

Надо сказать, что как раз в это время года университет готовился к аттестации для получения лицензии на ведение образовательной деятельности. Без этой заветной бумажки учебное заведение не получило бы право выдавать своим выпускникам дипломы государственного образца.

Стоит отметить, что предыдущая проверка, проводившаяся за пару лет до этого, выявила в вузе признаки неэффективности. И именно вследствие этой самой неэффективности университет получил отсрочку прохождения аттестации. А под этим предлогом правительством республики было принято решение о реорганизации университета. Понятно, что аккредитация университета была кошмаром для всех: управленческих структур, директоров институтов, заведующих кафедр, документоведов, преподавателей и всех причастных лиц. Так что до устранения нарушений противопожарной безопасности у ректора и его заместителей, по всей вероятности, просто не доходили руки.

Впрочем, это вовсе не значит, что недавно назначенная ректором Марина Истиховская не обладала весом и влиянием: все прекрасно знали, что она пользуется поддержкой Главы региона Вячеслава Гайзера, да и сама совсем недавно была вторым лицом в республике - занимала пост председателя Государственного Совета республики. И ставить палки в колеса такому человеку как-то очень несподручно. Надо думать, что лишний раз беспокоить влиятельного и очень занятого преобразованиями руководителя учебного заведения инспекторы МЧС не рвались.

Фото Андрея Шопши

Я к вам пишу...

Вспомнила о предписании ректор только через два года: 27 февраля 2015 года начальник Управления надзорной деятельности ГУ МЧС республики Константин Сухарев получил письмо. В нем сообщалось, что в университете "за прошедшие 2013-2014 годы проведены значительные работы по устранению указанных в предписании недостатков, а также организационно-распорядительные мероприятия по выполнению правил противопожарного режима в учебных корпусах и общежитиях".

Далее шло перечисление тех пунктов, которые не выполнены "вследствие недостаточного финансирования и сокращения бюджета на 2015 год", а также просьба "предоставить отсрочку и продлить сроки исполнения невыполненных пунктов". Пятьдесят пунктов - до 16 марта 2016 года, еще 47 - до 16 марта 2017 года.

И грозный начальник надзорного ведомства вошел в положение ректора! Уже 3 марта Сухарев отправил Марине Истиховской ответ, в котором сообщал, что ее обращение рассмотрено, а просьба удовлетворена: сроки переносятся частью на год, а частью - на два.

Все в порядке?

А спустя еще два месяца, в июне 2015 года, университет отмечал годовщину своей работы в новом качестве. Прибывший на торжества Гайзер высоко оценил итоги работы коллектива и его ректора и пообещал всемерную поддержку. Никто тогда о невыполненных пунктах предписания по противопожарной безопасности не вспоминал.

Интересно, что именно в тот же день (24 июня) инспекторы начали проверку учебных корпусов университета, расположенных на Октябрьском проспекте и улице Коммунистической, а 3 июля руководству вуза были выданы заключения за номерами 316-318 о том, что "объекты защиты соответствуют требованиям пожарной безопасности". Это при том, что ряд пунктов, указанных в предписании еще 3 марта 2013 года, Марина Истиховская только пообещала выполнить через год, а остальные лишь в 2017 году!

Пока не клюнул петух

По уже сложившейся традиции, после пожара в Смоленске в общежитиях учебных заведений страны наверняка будут проводиться проверки пожарной безопасности: всем еще памятна трагедия в клубе "Хромая лошадь". В нашей республике помнят о пожаре в Подъельске, после которого долго искали виновного, а крайним оказались инспекторы пожнадзора. Надо полагать, что проверки коснутся и комплекса зданий Сыктывкарского университета. Вот только кому предъявлять претензии? Ректор отстранена от должности, на дворе кризис, денег в казне нет. Крайними опять могут остаться те, кто выдавал предписания...

И вот тут возникает резонный вопрос: почему же на Руси с давних пор никто не обращает внимания на вопиющие факты до тех пор, пока не клюнет жареный петух? Наверное, можно объяснить "забывчивость" г-жи Истиховской тем, что в университете шла реорганизация, коллектив в поте лица и не считаясь со временем готовился к аттестации, без которой его существование ставилось под вопрос, сокращалось финансирование, денег на устранение недостатков не хватало. Только так ли это?

Мимо кассы

На сайте университета имеется сообщение о задекларированных доходах ректора. Г-жа Истиховская получала в месяц порядка 400 тысяч рублей, ее окружение несколько меньше, но тоже далеко не нищенскую зарплату. Билеты на самолет приобретались в бизнес-классе — ну не могла же вчерашняя руководитель республиканского парламента летать в общем салоне — как простой инженер или даже учитель! Другими словами, расходы на личные нужды ректора явно не соответствовали кризисному времени.

На днях информационные агентства республики сообщили, что в Верховный суд поступила апелляционная жалоба на постановление о возбуждении уголовного дела в отношении депутата Госсовета республики, отстраненной от должности ректора СГУ имени Питирима Сорокина Марины Истиховской. Бывший ректор подозревается в том, что с июня 2014 по август 2015 года предоставила в пользование помещения столовых университета без оформления договорных отношений. По мнению следствия, тем самым университету был причинен ущерб на сумму 59 миллионов рублей.

В сущности, ректор могла быть втянута в теневой бизнес, за которым нужно было следить, а то и управлять им. На противопожарную безопасность просто не хватало времени. К тому же, те самые 59 миллионов рублей, не полученных университетом, как раз и могли бы пригодиться при устранении нарушений, указанных в предписании пожарного надзора. Увы, они прошли мимо кассы...

Впрочем, это уже другая история, о которой мы уже рассказывали и, конечно, продолжим рассказывать.

По материалам ЗАО "Газета "Красное знамя"

19 февраля 2016

Образование