СКАТ, Катунин с рогаткой, чулки на голове - тайны театрального Сыктывкара раскрыли горожанам

Тайны театрального Сыктывкара узнали участники экскурсии "Пешком по Усть-Сысольску". Ценители искусства 5 ноября совершили путешествие от самого молодого профессионального театра Коми к самому первому любительскому - в 1821 году в Усть-Сысольске был поставлен первый спектакль.

Маневры во времени традиционно провели историк Михаил Рогачев и журналист Игорь Бобраков.

Жизнь театралов досоветского и советского периода была гениальной и интересной. Каждая судьба, о которой рассказывали на экскурсии, завораживала слушателей. Кто-то сегодня пишет сценарии для сериалов на Первом канале, кто-то работает в театре Армена Джигарханяна. Но в целом экскурсия была украшена ностальгическими нотками, грустью о временах, которые уже не вернуть.

Оказывается, весь Сыктывкар наполнен театральными местами и театральными людьми - экс-мэр Сыктывкара Сергей Катунин, создатель новой журналистики в Коми Евгений Хлыбов... эти и многие другие люди, чье имя может быть, не у всех на слуху, прошли через театральную школу старого Сыктывкара. И каждый человек внес сою лепту в развитие города и республики.

Любительские театры в советские годы, по мнению Игоря Бобракова, были намного интересней профессиональных. Цензура тогда была как в царское время, а то и круче. Не столь подцензурными были как раз любительские театры. Здесь действовал принцип "что не запрещено, то разрешено".

Самым ярким театром того времени И.Бобраков назвал студенческий академический театр СКАТ, который появился на третий год существования СГУ. Режиссеры были молодыми, но в то же время профессиональными. А актеры были еще моложе - студенты, школьники, с которыми можно было делать что угодно, они на все были согласны.

Театр стал лауреатом первого всесоюзного творческого конкурса, в самолетах, которые летели над Сыктывкаром, рассказывали именно про СКАТ, а на некоторые спектакли невозможно было достать билеты.

Заслуга в этом принадлежит Александру Куранову, режиссеру, который закончил московский институт культуры и оказался в Сыктывкаре случайно. Дипломный спектакль он поставил в народном театре "Юность" в столице Коми по предложению своего знакомого.

"Куранов всем понравился, его звали работать. Он приехал полон всяких идей. Но все хорошие дела в то время заканчивались скандалами, - рассказал И.Бобраков. - Куранов предложил создать межинститутский студенческий клуб. Эту идею восприняли, как вражескую. Инициаторов назвали группой антисоветчиков и врагов народа. "Надо распустить комсомол, а вместо него создать межинститутский студенческий клуб" - такую подоплеку заметили идеологи в инициативе".

Скандал замяли. Клуб создали. А театр начал набирать обороты. В то время в СКАТЕ поставили пьесу по произведению Евгения Замятниа "Блоха". Тогда этого автора никто не знал, он был запрещенный, так как создал советскую антиутопию. И после спектакля про Гитлеровскую германию на представления "СКАТА" билеты стали раскупать молниеносно.

Театралы решили на заднем фоне повесить нацистский флаг, чтобы людям было понятно, что речь идет не про СССР. Но при этом флаг нарисовали на огромном красном советском флаге. Другого выхода не было. Растянули полотно на сцене, нарисовали на нем белый круг, а в него поместили свастику. К началу представления флаг не успел высохнуть, и актёрам пришлось его нести по улице, растянув - в общем устроили нацистскую демонстрацию.

"Я думал, нас задержит полиция или бдительные граждане, - рассказал И.Бобраков. - Но в то время были такие люди, которые все понимали правильно. Раз на улице нацистский флаг, значит это нужно для представления. Но очухалось идеологическое начальство. В Москве работал режиссер, как все бездарности, еще и очень завистливый, который написал жалобы на театр. В обкоме, горкоме и министерстве культуры жалоба попала тем людям, дети которых играли в том самом театре, поэтому проблему решили оперативно".

Еще одной интересной постановкой театра была повесть "А зори здесь тихие", в которой нацистов играли как безликих - натянув на голову женские чулки. Для каждой девушки девятиклассник Слава Кушнир написал собственную песню.

После того, как театр со всесоюзного конкурса вернулся лауреатом, Куранов мог делать, что хочет. Но в начале 1970-х режиссер уезжает учиться в Ленинград, и СКАТ начинает гаснуть. Потом Куранов изобретет подводный театр, в котором постановки идут под водой с музыкой. Мэр Лужков обещает построить для театра отдельное здание, но судьба его не сложится.

Экскурсия по театральному Сыктывкару, которая началась от университета, продолжилась возле подвала по улице Чернова, 20. Здесь работали театры "Эскиз" и "Фантастическая реальность", которые создали выпускники университета.

"Эскиз" стал занимать нишу СКАТА. Тогда в отделе горисполкома на бумаге существовал городской театр, но только на бумаге. Людей не было. Туда под крыло государства и перешел "Эскиз", который каждым своим спектаклем попадал в какой-нибудь нерв зрителя.

Тогда набирали обороты театры-студии, где актеров готовили, и одновременно они играли. Режиссер сам себе готовил кадры, это было очень удобно. Они существовали на хозрасчете, деньги тратили на свое усмотрение.

И.Бобраков пригласил Леонида Зильберга в "Эскиз", чтобы он помог заработать денег. Зильберг только что пришел из армии и имел экономическое образование. В то время они увлеклись еще и демократическим движением.

Потом интерес зрителей начал утихать, главные представления разворачивались на телеэкране. А власти поставили точку: они решили, что Бобракова и Зильберга оставлять в собственном здании опасно. Сначала уволили Зильберга, а потом добились чтобы ушел Бобраков.

Начались проблемы, театр периодически заливало канализацией, и "Эскиз" умер. На его место пришла "Фантастическая реальность", не менее яркий театр, который переехал в подвал в 1992 году. Создан он был при городском отделе культуры и центра народного творчества, а работу начал под руководством Юрия Клепикова.

Режиссер театра Лариса Иванова рассказала, что тогда актерская профессия была очень притягательный и поэтической. "Как много в те времена мы выписывали газет и журналов, как много читали!", - заметила она.

"Фантастическая реальность" победила на всесоюзном фестивале, который проходил в Архангельске. Тогда казалось, что вся жизнь будет, как букет роз из Туапсе, куда на фестиваль поехала "Фантастическая реальность". Но не все пошло гладко.

Интересно, что в августе 2016 года обрушившийся на столицу Коми ливень привел к гидроудару, который практически уничтожил репетиционную базу сыктывкарского театра "Фантастическая реальность" в подвале дома № 89 по улице Ленина.

Следующей локацией путешествия во времени стал драмтеатр имени Виктора Савина.

"7 ноября 1918 года местные коммунисты и чекисты решили отметить годовщину революции, в результате чего произошло совершенно позорное сбытые, - рассказал И.Бобраков. - Они скупили весь спирт в аптеках, напились и устроили дебош. Красная армия еле сдержала беспорядки. Потом их всех уволили"...

Виктор Савин тоже был чекистом, но его волновал не работа, а творчество. Кстати, первые стихи он написал не на коми языке, а на украинском, так как проникся культурой - более яркой, чем на Севере.

В его жизни случилась трагедии идеалистов, которые поверили в идею о самом счастливом в мире обществе, а потом разочаровались. В.Савин верил, что 10-15 лет - и все будет, надо только преодолеть темноту народа. Одним из лучших средств, по его мнению, был театр. И он стал писать пьесы. Большей частью пропагандистские и антирелигиозные. Тогда это было интересно, а любительские театры росли.

В 1930-м году в Сыктывкаре под руководством В.Савина открылся Коми интструктивно-передвижной показательный театр - первый профессиональный театр республики. Через два года на месте современного драмтеатра Савина построили здание, которое должно было быть домом культуры.

А 30-е годы были самыми трагическими для идеалистов: застрелился Маяковский, еще раньше умер Джон Рид. Тогда Савин понял, что все идет не так. Ему стали объявлять выговоры. Он продолжал писать, но пьесы шли плохие. И драматург начал пить, к тому же появились обвинения в национализме. В 1937 году его арестовали и обвинили в том, что он участвовал в некой буржуазно-националистической организации. В Сибири В.Савин умер.

Во главу уже Коми республиканского драмтетара потом встал Николай Дьяконов из Усть-Вымского района. Его успех - это пьеса, которую он отправил на конкурс, за что получила приз. Московский драматург Глебов сделал авторизированный перевод, переделал пьесу, сделал ярче и смешнее сцены, убрал национальный колорит и назвал ее "Свадьба с приданым". Пьесу принял театр сатиры. И спектакль имел грандиозный успех. Это был северный вариант кубанских казаков. Деревня такая, как ее хотелось видеть - борьба хорошего с лучшим. Потом после смерти Сталина спектакль переложили в кино.

Позже этот успех повторить не смогли. Пьеса очень устарела.

Дьяконов хотел создать театр в Эжве, народный - получилось, а профессиональный нет.

Зато сегодня в Эжве есть шикарный театральный музей - с уникальными вещами, гулаговским материалом об артистах.

Город менялся, в 1960-е года Сыктывкар стал бешено расти со строительством лесопромышленного комплекса, появился университет, расширился Коми академия наук. Публике уже была не интересна деревня. Новое поколение училось в столицах, видело московский театр. С того времени театр Савина, по мнению И.Бобракова, так и не нашел своего режиссера.

В 2003 году здание театра закрыли, существовала угроза обвала, актерам разрешили только репетировать. Потом здание снесли и построили на его месте новое, близкое к конструктивизму, но более современное. Похожая ситуация должна произойти с музыкальным театром Коми. Здание его тоже очень устарело, некрасивое, к тому же разваливается.

Во дворце пионеров И.Бобраков рассказал о народном театре "Юность", который сыграл большую роль в жизни Сыктывкара. Им руководила уроженка Харькова - Зинаида Скарская.

Сыктывкар в 1950-60 годы был хулиганским городом, хулиганы дрались, стрелялись из рогаток. Многие из них потом пришли в театр. Одним из них был будущий мэр Сыктывкара Сергей Катунин, который рос без отца. Он встретил здесь свою жену, изменился. Потом помог театру "Фантастическая реальность".

"Непрофессиональный театр воспитывал людей, абсолютно любых, - заметил И.Бораков. - Театр "Юность" стал корнем для многих других, в том числе для университетского СКАТА. Заложил основу и для профессионального драматического театра".

Следующая локация - Областной совет профсоюзов - за все время принял минимум пять театров. А в 90-е годы здесь поселился театр фольклора, который сегодня является музыкальным национальным театром.

"Я был убежден, что театр умрет, и его заменит кино. Но нет - театр всегда умирал, но так и не умер. Он имеет очень важное преимущество - мы видим живого человека, с живым посылом и энергетикой. Театральная жизнь сегодня идет не все гладко, но тем не менее театр жив", - завершил экскурс И.Бобраков.

Теперь за рулем машины времени оказался историк Михаил Рогачев, который пригласил зрителей в Кировский парк. Чтобы совершить маневр от самого молодого профессионального театра Коми к самому первому любительскому - 1821 году был поставлен первый спектакль.

Тогда театральными делами занималась городская интеллигенция, в основном женщины, которые были достаточно эмансипированы. Это, например, жены чиновников, которым было скучно, учительницы.

"Актеры мыкались по частным домам, а потом им выделили помещение - в доме Суворова - за колоннами, где потом была тюрьма, - рассказал М.Рогачев. - Там было здание городской ратуши (современное здание МВД), которое стояло бесхозным. Спектакли здесь шли до 1950 годов 19 века. Здесь был зал на 140 мест. Представления были платные. Но театр не брал деньги для себя. Плата шла на покрытие расходов на спектакли, а также на благотворительность. Ставили Островского - это был центр театральной жизни. И это была самая современная драматургия".

На улице Советская напротив здания архива МВД позже поставили городской клуб, где на втором этаже до начала 20 века ставили спектакли. Но попасть на их могли только члены клуба.

На Базарной площади в парке построили народный дом общества трезвости, где ставили спектакли любительские труппы для всех желающих с музык сопровождением, там играл на балалайке Виктор Савин. В этом доме принимали в 1912 году самых первых гастролеров - из Вологды.

Спектакль не пользовался популярностью - усть-сысольцам "своих подавай", заметил М.Рогачев.

В доме Сухановых скорее всего была поставлена первая в Усть-Сысолське пьеса. А первыми зрителями являлись молодые девушки и их родители. Может речь шла о первом доме Сухановых - огромной двухэтажной усадьбе, которая стояла на месте Югора. Усадьбу продали купцу Еремееву , и 1831 театральная труппа арендовала у него дом для представлений. Купец к тому времени разорился, жил один в огромном доме.

Таким образом, первые театральные здания в Сыктывкаре появились в нынешнем Кировском парке.

фото: Антона Пархачева

По материалам ИА "Комиинформ"

6 ноября 2016

Культура