Театр драмы поставил "Горе от ума" с ненавязчивой моралью

Коллектив драматического театра имени Виктора Савина вновь замахнулся на нестареющую классику. Премьерой 87 театрального сезона стало "Горе от ума" Александра Грибоедова. О том, как сказалась на спектакле внезапная смена режиссера, о ненавязчивой морали и современном прочтении пьесы рассказали на встрече с журналистами главный режиссер театра драмы Юрий Попов, актеры Елена Аксеновская и Борис Лагода и директор театра Михаил Матвеев.

Фото Виктора Бобыря

Михаил Матвеев уже в приветственном слове отметил напряжение, витающее в стенах театра за несколько дней до премьеры.

- Премьера - это всегда очень сложно и волнительно, но творчества без этого не бывает. "Горе от ума" - та история, та драматургия, которой живет наш российский театр не одну сотню лет. И каждый раз каждое время находит и схожесть характеров, и решение сложных человеческих взаимоотношений, и соответствие времени. Как раз эти максимально сложные задачи стояли и перед нашей творческой группой. С одной стороны простая история влюбленных людей становится великой, когда есть нечто большее, - сказал Михаил Матвеев.

Постановка задумывалась с известным "классическим" режиссером Михаилом Борисовым. По причине его болезни театру прошлось все менять "на ходу". Так как спектакль уже был пущен в работу, его подхватил Юрий Попов, избравший другой путь: он отказался от навязчивой и устаревающей, с его точки зрения, морали произведения и показал позицию "маленького" человека в постоянно меняющейся стране.

Сам режиссер отмечает, что "обратного пути не было". Чтобы принять пьесу необходимо было прочувствовать материал, посмотреть, как он прозвучит для современного зрителя.

- Пьеса неоднозначная. Понять, как воспримет ее сегодняшний молодой человек вместе с ее моральной составляющей — первейшая задача перед началом работы над спектаклем. На мой взгляд, сложность этой пьесы в том, что сегодня мы живем в такое время, что говорить "как хорошо на Руси жить" уже просто абсурдно. Говорить, что такое хорошо, что такое плохо - это уже какое-то моралите, которое сегодня не воспринимается. С позиции моральной составляющей, на мой взгляд, пьеса не звучит. Поэтому мы пошли по другому пути: мы оставили работу с текстом: замечательный текст, разбитый на афоризмы, есть и фразовый символизм, юмор и сатира. Но для меня интереснее жизнь человеческого духа, которая в этой пьесе транслируется через взаимоотношения главных героев. Через них как раз мы и выходим на основную проблему: как сегодня простому маленькому человеку в нашей стране относиться ко всему, что происходит, - рассказал режиссер.

По словам Юрия Попова, интересно как сегодня будет воспринята ситуация Чацкого, который вернулся на родину и увидел, как за три года она снова поменялась до абсурдности. А Софья - ядро, вокруг которого закручена вся пьеса: все борются за Софью, как за некое олицетворение образа России.

- Через линию Чацкого, Софьи и Фамусова мы пытаемся вытащить всю глобальность этой пьесы. Конечно, это комедия, и мне никак не хотелось делать ее спектаклем, который навязывает какую-то моральную составляющую. Возникает ощущение скучности. Сатира и комедийность здесь доведены до абсурдности, мы высмеиваем человеческие пороки: будь то мещанство или приспособленчество, - подчеркнул режиссер.

Елена Аксеновская рассказала, что в свою героиню — Софью — влюблена без памяти, с ней живет, ложится и встает. Однако от дальнейших комментариев воздержалась.

- Я про свой персонаж рассказать не могу ничего. Потому что, как показывает мой творческий опыт, до премьеры мне лучше от комментариев воздерживаться.

Новацией стало и возвращение на сцену режиссера Бориса Лагоды. В "Горе от ума" он сыграет роль Фамусова.

- Возвращаться в профессию драматического актера спустя 32 года это "гражданский поступок" и для меня, и для режиссера, который меня пригласил. Поэтому я весьма самокритичен. Но профессия не уходит — это как кататься на велосипеде. Говоря о постановке — ставить анахронизмы тяжело. Сложность заключается в том, что пьеса была написана, как социальный памфлет. Не сложно показать вневременные ценности — любовь, ревность, предательство. Для артиста и режиссера сложно оправдать монологи тех людей, которых мы не знаем. Подробности и детали того, кто был прототипами образов, — загадка, - рассказал актер.

Борис Лагода присоединился к коллегам и в оценке режиссерской версии классики.

- Никому не нужны заморализованные спектакли в "кондовой" академической форме. Нынешнюю молодежь этим не зацепить. По посылу всей труппы театра наш спектакль адресован всем категориям зрителей, но больше все же к молодежи. Надеюсь, все состоится, и у нас будут полные залы, - заключил Борис Лагода.

Увидеть неоднозначную премьеру сыктывкарский зритель сможет в ближайшие выходные: 19 и 20 ноября.

По материалам ИА "Север-Медиа"

15 ноября 2016

Культура