Эротическое "Горе от ума" пришлось по вкусу сыктывкарскому зрителю

Премьера классической пьесы "Горе от ума", адаптированной под современного зрителя, состоялась 19 ноября в театре драмы имени Виктора Савина и собрала полный зал, который долго не отпускал артистов после финала.

Посмотреть постановку пришло немало школьников.

Молодой режиссер Юрий Попов отказался от старой морализаторской классики и внес в пьесу Грибоедова свои находки. Спектакль он поставил в духе фантасмагории через стилистику и приемы пластического театра и немого кино.

Среди нагромождения причудливых образов, видений и символов зрителю предложили расшифровать каждому свои. Благодаря этому постановка получилась неоднозначная, многогранная и позволила задаться такими вопросами, которые режиссер и не думал ставить.

Но в этой фантасмагории нельзя было не заметить центральной любовной линии, которая сопровождалась эротическими мотивами. Так как автор сохранил классический текст, пьеса получилась достаточно продолжительной по времени - спектакль шел 2,5 часа. Поэтому разгадывание символов и любовные переживания вместе с персонажами оказались очень кстати.

Фамусов прижимает к стенке горничную и целует ее в губы, после чего отчитывает свою дочь за связь с мужчинами и сравнивает ее c матерью-гуленой. Обнаружив Молчалина с дочерью, он напоминает ему о бесправии и ведет разбираться с делами. Софья остается наедине с горничной Лизой, и между ними происходит диалог о любви, в котором дочь Фамусова раскрывается как типичная девушка, чей рассудок затуманен первой любовью. Лиза выглядит более здоровой. Внезапно появляется Чацкий в стразах и белом цилиндре. Его клоунада и неистовые чувства к Софье на протяжении всего спектакля наводят на мысль, что он на самом деле сумасшедший.

Такой Чацкий пришелся по душе зрителю, и он сорвал аплодисменты в свой адрес после премьеры.

Скалозуб с поднятым вверх указательным пальцем, в разных культурах символизирующим непоколебимую власть бога, сатаны, а в Сыктывкаре - державы, тоже нашел отклик в зале. Над его шутками смеялись. А его палец с каждым новым действием становился все больше, походя на древний лингам. Неспроста палец появился в пьесе. Для кого-то это стало символом возрастающих амбиций персонажа, а для кого-то в очередной раз - выводом, что миром в этой стране правит мужское начало. И если режиссер говорил, что пьесу с современным обществом ничего больше не связывает, то палец Скалозуба - это единственное и не именное, что связывало, связывает и будет связывать всех людей всех времен.

Среди всех персонажей самым убедительным и психически здоровым оказался Фамусов, которого тянуло к такому же верному своим убеждениям человеку - Лизе. Фамусову хотелось верить - с его отцовскими назиданиями, уютным домом с печкой, белоснежными валенками и мужской свежестью. Создатели истории отмечали, что центральным персонажем в отечественной постановке должна была стать Софья. Удалось ли это, большой вопрос.

Пьеса заканчивается "снегопадом" валенок - символом старушки-России, которая до сегодняшнего дня изгоняет бесов и Чацких со своих просторов. И не зря роль Репетилова исполнила женщина, ведь Репетилов объяснялся в любви к Чацкому.

Тема Молчалина пока осталась в пьесе нераскрытой, вероятно - все впереди. Все надежды - на режиссера по пластике Светлану Скосырскую, которая практически создала этот спектакль и которая работает с коллективами из Коми в различных направлениях современного театрального искусства.

Попробовать на вкус это невероятное блюдо сыктывкарские зрители смогут 20 ноября в 18.00 в театре драмы имени Савина. Опоздавшие на премьеру - только в январе следующего года.

фото: Антона Пархачева

По материалам ИА "Комиинформ"

20 ноября 2016

Культура