Общественники просят Госсовет Коми отложить принятие закона о наружной рекламе

Законопроект о перераспределении отдельных полномочий в сфере рекламы между органами местного самоуправления муниципальных образований и органами государственной власти Республики Коми вызвал неоднозначную реакцию бизнеса и представителей общественности. Обсудив его на совещании в комитете по бюджету, налогам и экономической политике Госсовета Коми, заинтересованные стороны предлагают депутатам не торопиться.

Фото gsrk.ru

Совещание в комитете по бюджету, налогам и экономической политике Госсовета Коми прошло в минувшую пятницу. Документ, предполагающий передачу с муниципального уровня на республиканский всех полномочий по управлению рынком наружной рекламы в республике, впервые был вынесен на открытое обсуждение. Помимо депутатов и представителей различных общественных организаций к диалогу были приглашены и представители отрасли. Участниками встречи также стали представители администрации региона, Контрольно-счетной палаты, прокуратуры, минюста, управления ГИБДД МВД по Коми, администраций Сыктывкара и Сыктывдинского района.

"За" принятие закона, помимо его инициаторов, выступили представители ГИБДД, рассказавшие о своей борьбе с незаконно установленными рекламными конструкциями в городах и районах Коми. Они поддержали одного из авторов законопроекта - начальника управления массовых коммуникаций, информатизации и связи администрации главы и правительства Коми Евгения Морозова, - который рассказал, что передать полномочия по управления рынком наружной рекламы на уровень региона предлагается на 10 лет.

- Сегодня ситуация в этой сфере далека от идеала. Требуют решения такие проблемы, как формирование схем размещения рекламных конструкций, учет выданных разрешений на их установку, демонтаж незаконно установленных конструкций. Улицы заполнены рекламой, установленной хаотично и зачастую незаконно. Это не только портит архитектурный облик населенных пунктов, но и угрожает жизни людей при размещении рекламы вблизи проезжей части, - цитирует Евгения Морозова пресс-служба Госсовета Коми.

В качестве примера были приведены семь муниципальных образований: Сыктывкар, Воркута, Ухта, Инта, Сосногорск, Усинск и Печора. На их территориях было выявлено 2,5 тысячи рекламных конструкций, половина из которых установлена без разрешений. Так, в Сыктывкаре из 731 проверенной конструкции, разрешения выданы только на 426, из них у 201 срок действия закончился. Практически 90% наружной рекламы на фасадах зданий является незаконной и установленной самовольно.

По мнению авторов закона, его реализация позволит упорядочить размещение рекламных конструкций и сформировать единые требования к их внешнему виду; сформировать эффективную и понятную тарифную политику; обеспечить гласность и прозрачность проведения торгов, а значит - исключить возможность коррупционных злоупотреблений. В результате принятия закона представители рекламного сообщества получат равные возможности доступа на рынок наружной рекламы, понятные правила участия на рынке, стабильность и возможность долговременного планирования своей хозяйственной деятельности.

Как сообщил Евгений Морозов, при принятии законопроекта планируется создать специализированное казенное учреждение с минимально возможным штатом (это шесть человек), которое возьмет на себя основные функции по реализации полномочий в сфере рекламы. Его создание не повлечет дополнительной нагрузки на бюджет республики.

Как отметили некоторые собеседники БНК, законопроект действительно нужный и важный. И его противники просто не видят всех открывающихся им выгод. Один из них особо подчеркнул, что главное опасение участников рекламного рынка о том, что благодаря принятию закона в Коми будут созданы условия для монополизации рынка одним игроком, разбиваются о намерение властей выставлять все рекламные площади на открытые аукционы.

- Аргумент о том, что будут созданы антиконкурентные условия, разбивается о предложение разбивать лоты на маленькие - по 2-3 позиции, - чтобы тем самым крупным игрокам было с ними просто неинтересно связываться. Условия будут лучше, будут введены зонирование и районирование, формат площадки для проведения аукционов будет более открытый, - перечисляет наиболее очевидные плюсы закона источник БНК.

Также собеседник из числа сторонников принятия закона отметил, что выпадающие с принятием закона из бюджетов муниципалитета доходы от наружной рекламы законодатели и руководство республики смогут возместить соответствующими субвенциями.

Схожее мнение агентству высказал и уполномоченный по правам предпринимателей в Коми Игорь Бобков. По его мнению, говорить о том, что закон плох, сейчас преждевременно.

- Сразу нельзя сказать, что закон плох. Я не увидел в нем противоречий, я не могу сказать, что станет однозначно хуже. Опасения бизнеса, мне кажется, пока необоснованны. Нельзя однозначно сказать, что бизнес понесет серьезные издержки в связи с принятием этого закона. Тем более, что было обещано, что все действующие сейчас договоры будут действительны, а вновь заключаемые будут подписываться сроком на 10 лет. У меня все это не вызвало опасений, что это захват рынка, что кто-то у кого-то отнимет, - высказался бизнес-омбудсмен Коми Игорь Бобков.

Впрочем, с такой позицией пока согласны не все участники диалога вокруг наружной рекламы республики. Так, член Общественной палаты Коми и депутат Совета Сыктывкара Галина Лапшина считает, что при разработке проекта не было учтено мнение самих игроков рынка - рекламщиков и районных администраций.

- Нас нельзя сравнивать с Московской области, Екатеринбургом, где работает аналогичная схема. А в таких регионах, как у нас, управление наружной рекламой остается на уровне муниципалитета. Так этим процессом легче управлять. Во время обсуждения этого закона приводились очень нелицеприятные факты об управлении наружной рекламой, но это не значит, что функции нужно немедленно отбирать. Если район не справляется с таким вопросом, то как он вообще тогда живет? Потребуйте, пусть работают, справляются. Считаю, что нельзя отбирать деньги у муниципалитетов. У нас только по Сыктывкару было заложено поступление 14 млн по этому виду бизнеса. Это у нас заберут. И разве это возможно, управлять всем рынком из Сыктывкара? - приводит аргументы противников Галина Лапшина.

По ее мнению, еще до рассмотрения закона на сессии Госсовета 23 ноября следует поинтересоваться мнением всех районов Коми, получающих доход от наружной рекламы в свои бюджеты. Примерно такое же мнение высказал и председатель Коми регионального отделения "Опоры России" Павел Поташов. Представитель общественного объединения предпринимателей уверен, что проекты законов следует непременно обсуждать со всеми заинтересованными участниками.

- Обсуждения ни с бизнес-сообществом, ни с Общественной палатой Коми не было. Наше мнение таково: данный закон на этой сессии не принимать, а отложить его и подготовить всю нормативную базу, изучить общественное мнение. Закон нужен, порядок нужно наводить, но это нужно обсуждать с бизнесом. У нас постоянно все говорят, что уменьшается давление на бизнес, снижается налоговая нагрузка. И тогда становится непонятно, зачем создается специально казенное предприятие для управления рынком наружной рекламы. Порядок наводить нужно цивилизованно, - считает Павел Поташов.

По материалам ИА "Север-Медиа"

21 ноября 2016

Экономика