18 ноября 2024 г.
дата обновления БД
9708
компании в базе
46791 посетителей
за октябрь
16+
Прошедший в начале ноября конкурс юных вокалистов на приз Ольги Сосновской в очередной раз явил зрителям немало новых талантов. "Комиинформ" пообщался с одним из тех, кто их воспитывает. Представляем интервью с заместителем директора по музыкальному образованию Гимназии искусств при Главе Республики Коми преподавателем хоровых дисциплин и сольного пения Валентиной Ревунец о сложностях работы преподавателя по вокалу, о музыке и достижениях учеников.
- Назовите основные преимущества своей работы. Чем она Вам нравится?
- Прежде всего, творчество и общение с учениками. Я работаю с детьми разных возрастов - от малышей до выпускников школы. Для меня крайне важно видеть результат своей работы и прививать ребенку любовь к музыке. Творческое сотрудничество с ребятами - это и есть самое дорогое в моей работе.
- Есть ли среди ваших подопечных потенциальные звезды? Мы знаем, что совсем недавно Дарина Рзаева участвовала в Конкурсе юных вокалистов…
- Я вообще не люблю это слово - звезды! Это всё так зыбко! Сегодня ты на вершине, а завтра - нет! В конкурсе Дарина принимает участие не в первый раз. Несколько лет назад она прошла в финал в составе младшей группы, тогда мы заняли второе место. В 2012 выдержали очень большой конкурс на приз Елены Образцовой в Санкт - Петербурге, став дипломантами. Как и у каждого человека, в творческой жизни Дарины бывают подъемы и спады. Несмотря на серьезную конкуренцию, в этом году мы прошли во второй тур и стали дипломантами. Она хотела большего, но здесь есть разные нюансы. Все-таки голос, это живой инструмент. Состояние души, подготовленность, нервы, погода - все это влияет на интонацию и настроение. Иногда все эти факторы не дают возможности продемонстрировать то, чем ты владеешь и чему научился. Однако для столь большого конкурса и этот результат весьма неплох. Ведь во второй тур из 13 человек в группе, помимо Дарины, прошли всего шесть человек, и все они были сильными конкурентами. В конкурсе в первой средней группе принимала участие ещё одна моя ученица, Аня Рассыхаева, которая заняла третье место. Она обладает очень красивым тембром, и имеет хорошие перспективы для дальнейшего творческого роста.
Иногда ребенок проявляет себя очень ярко, но в последствии не становится звездой. Трудно давать какие-то прогнозы. Это зависит от самого ребенка - хочет ли он стать этой звездой, (а для достижения цели нужно упорно трудиться), нужно ли ему это, у нас у каждого своя дорога, своя судьба. Господь может наградить равными способностями, но как мы ими воспользуемся зависит от нас.
- Какие недостатки и сложности работы вы могли бы отметить?
- Сложность - возрастные особенности детей. Маленький ребенок более послушный, нежели взрослый. С возрастом у человека вырабатывается характер и свой взгляд на всё. Мы переживаем разные периоды жизни, идет формирование личности, приобретение знаний и умений. Бывает, расстраиваешься, что проделал с ребенком огромную работу, вложил в него многое, но не удалось все это вынести на сцену. И скорее, это не разочарование, а пересмотр и изменение тактики работы. Мы учимся. Музыкант всегда пытается вынести свою работу за пределы учебного класса. Выход на сцену это то, ради чего музыканты живут. В закрытых стенах никто тебя не услышит и ты, конечно, должен дарить свое творчество людям. Недостаточно научиться, важно показать, чему мы научились. Конкурс - это всегда очень нервное занятие. Оценка работы твоей и твоего ученика, и не всегда она бывает объективна. Потому что любая оценка - это субъективное мнение. Но конкурс не является целью творчества. Главное - возможность показать ребенка с разных сторон, ведь образ формируется из многих деталей. Это и внешний вид, и умение выйти и показать себя, продемонстрировать все, что подарила природа. Музыканты - это поцелованные Богом люди.
- Все ли дети могут учиться музыке? Нужны ли для этого какие-то особые способности?
- Учиться музыке могут все и, наверное, должны учиться все. Музыка развивает личность, делает ее добрее и позитивнее. У каждого из нас есть свои способности. И каждый, в определенной степени, может их развить. Профессионально учиться музыке, конечно, должны музыкально одаренные люди, а вот для опыта и общего развития, я думаю, это никому не помешает.
- Как сохранить интерес к музыке у ребенка?
Главное - не отбить у ребенка желание заниматься музыкой. Педагог должен обладать терпением. Необходимы доброта, настойчивость, важно знать психологические особенности ребенка, воодушевлять его, даже когда не получается, иногда быть строже, чтобы не разленился. Зажечь ребенка может только личность, и здесь нужно самому все время работать над собой. Не обойтись и без опыта. Работа музыканта очень индивидуальна. Нужно увидеть каждого и понять, на что этот ребенок способен: кто-то быстро осваивает технику, у кого-то есть природная "беглость" или же вокальные особенности, кому-то легко брать верхнюю ноту, а кто-то должен постараться. Все дети очень разные и поэтому в подходе в освоении того или иного вида искусства нет шаблонов.
- В каких вокальных конкурсах принимают участие ваши подопечные?
-В республике практически нет вокальных конкурсов, я имею ввиду, конкурсов академического сольного пения. Большая удача, что есть конкурс международного уровня на приз О.Сосновской.
В основном у нас хоровые конкурсы, республиканские и городские, где есть номинации вокальных ансамблей и сольных исполнителей. Сегодня в наших планах подготовиться к конкурсу "Голоса России 2017", который будет проходить в марте 2017г в Санкт -Петербурге.
Конкурс - это всего лишь этап в твоей жизни. Для одних - это серьезное испытание, которое может принести разочарование. Тут надо очень внимательно прочувствовать - сможет ли психологически ребенок пережить это испытание. Конкурс - это оценка не только ученика, но и педагога. Это тяжелое испытание для всех.
- Что в традиционной системе музыкального образования вы бы хотели изменить?
- Музыкальное образование консервативно. Наша система музыкального образования в мире всегда считалась лучшей. Я придерживаюсь такого же мнения. Возможно, кто-то думает иначе.
Что мне хотелось бы изменить, так это материально-техническое оснащение музыкальных школ. Хотелось бы иметь хорошие учебные помещения и отличные музыкальные инструменты, красивые сценические костюмы и возможность выезжать на конкурсы и фестивали.
- Хотели бы поговорить о вашем подопечном Алексее Лаврове, он два года назад дебютировал в Метрополитен опера. Когда вы впервые заметили его талант?
- На концерте, посвященном дню республики в 1997 году я услышала, как мальчишка из Печоры поет песню "Журавленок". Я прошла за кулисы и спросила у педагога: "Что за мальчик, хотел бы он учится у нас в гимназии искусств?". Тогда я пригласила Алексея, и его семья согласилась. Алексей сначала учился в гимназии у Сергея Петровича Ильязянца, затем обучался вокалу в республиканском колледже искусств в классе Марата Константиновича Козлова. Окончив успешно колледж, поступил в Санкт -Петербургскую консерваторию.
Леша - талант, он сразу завораживает слушателей своим исполнением. Таких людей нельзя не замечать. В 2015 году он приезжал в гимназию на творческую встречу с учениками и говорил ребятам: "Учитесь, берите все, что вам дают ваши педагоги".
- Во время работы с Алексеем вы бы могли выделить какие-то качества, которые его отличали среди других учеников?
- В первую очередь, это - огромная любовь к пению и желание всегда выступать на сцене, как можно больше быть услышанным. Алексей рожден для сцены. Сцена - его судьба!
- Какие советы вы могли бы дать педагогам, чтобы помочь раскрыть талант, а не загубить его?
- Самое главное - это терпение, иногда его нам не хватает, и огромная любовь к своей профессии и детям!
Фото из личного архива В.Ревунец
По материалам ИА "Комиинформ"
24 ноября 2016