18 декабря 2024 г.
дата обновления БД
9717
компании в базе
44948 посетителей
за ноябрь
16+
Совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства при президенте выступил с критикой законопроекта Минфина о реестре залогов движимого имущества. Минфин предлагает расширить сферу действия реестра и включить в него, помимо данных по договорам о залоге движимого имущества, еще и сведения о лизинге и покупках в рассрочку. Это должно помочь обезопасить большее число покупателей. Но эксперты пришли к противоположному мнению. Они считают, что пока за реестр не отвечает государство, все риски несет покупатель. И расширение списка приведет лишь к увеличению количества потенциальных жертв мошенников.
Законопроект о реестре залогов увеличивает риски покупателей по сделкам с обремененным имуществом. Фото РИА НОВОСТИКак пишут "Известия", в проекте заключения экспертов сказано, что законопроект "нельзя поддержать по концептуальным соображениям". Претензий к законопроекту несколько. Одна из них — несвободный доступ к реестру залогов. За получение информации надо платить деньги. Вторая претензия — информации о том, что движимое имущество находится в залоге, в реестре может просто не оказаться. Поскольку этот реестр — негосударственный, а положения, по которому все сведения в обязательном порядке вносятся в него, не существует.
Как заявила "Известиям" член Совета по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства Лидия Михеева, главный вопрос, связанный с реестром залогов, — в чьем ведении он должен находиться.
— Сейчас его ведет Федеральная нотариальная палата, — сказала она. — И если вы хотите внести сведения о залоге в реестр, вы обращаетесь к нотариусу и платите деньги. Если вы хотите что-то узнать про залог, вы также обращаетесь к нотариусу и платите деньги.
С недвижимостью такой проблемы нет. Данные о находящейся в залоге недвижимости содержатся в государственном реестре, который ведет федеральный орган власти — Росреестр. А за реестр движимого имущества ни одна из госструктур не отвечает.
— Когда реестр ведет орган государственной власти, то запись в нем, как правило, является неоспоримой и правопорождающей. То есть если вы купили квартиру и обратились в Росреестр, то запись, внесенная туда, означает, что вы являетесь собственником имущества. Если мы расширяем сферу применения реестра движимого имущества, то его следует сделать государственным, — считает Лидия Михеева.
Она отметила, что многие покупатели узнают о том, что купили заложенный автомобиль, только когда к ним приходят судебные приставы.
— Большинство россиян даже не знают об этих рисках и о том, как можно проверить сведения о залоге, — говорит эксперт. — Их нет ни в ГИБДД, ни в других государственных структурах — только в Федеральной нотариальной палате. А после принятия законопроекта покупатель не сможет быть уверенным и в том, что автомобиль не находится в лизинге. Этот документ не устраняет риски, а умножает, поскольку расширяет сферу действия реестра.
По мнению экспертов, законопроект фактически закрепляет принцип, по которому риски при приобретении имущества, находящегося под обременением (залог, лизинг), полностью возлагаются на покупателя.
Вице-президент Федеральной палаты адвокатов Владислав Гриб считает, что любой реестр залогов должен быть открыт для населения, а за доступ к нему люди платить не должны.
— Я понимаю, что надо покрывать расходы на ведение реестра, но неправильно делать это за счет доступа к информации, — сказал Владислав Гриб "Известиям". — Государственный реестр залогов движимого имущества, безусловно, нужен. С другой стороны, я понимаю, что сейчас бессмысленно у Министерства финансов просить хоть копейку — есть множество других проблем, требующих средств из бюджета.
Владислав Гриб полагает, что Федеральная нотариальная палата могла бы вести реестр под контролем, например, Министерства юстиции.
— Государство должно быть посредником, контролирующей и надзорной инстанцией. Думаю, что ответственность за ведение реестра должна нести Федеральная нотариальная палата совместно с Министерством юстиции, — заключил эксперт.
По материалам ИА "Север-Медиа"
22 декабря 2016