Поэт Евгений Евтушенко: "Самая главная задача человечества - поднимать производство порядочных людей"

Сцена Республиканской филармонии на два с небольшим часа преобразилась в эстрадную площадку времен "оттепели". И пусть последний из легендарной четверки поэтов-"шестидесятников" - Евтушенко, Ахмадулина, Вознесенский и Рождественский - разменял девятый десяток, а полузаполненный зал филармонии отозвался только эхом многотысячных стадионов, которые в свое время собирали романтики XX века, творческий вечер Евгения Евтушенко накануне вечером стал живым воплощением уходящей - и почти уже ушедшей - эпохи идеалистов-мечтателей, переживших свои идеалы.

Фото Кирилла Затрутина

- У вас не выступал ни один известный русский поэт. Поэтому на мне сегодня особая ответственность. Я очень рад, - поприветствовал зрителей, вставших со своих мест как только "патриарх" новой русской поэзии вышел на сцену.

Евгений Евтушенко начал свое выступлении с отрывка из раннего стихотворения "Пролог":

Я разный -

я натруженный и праздный.

Я целе-

и нецелесообразный.

Я весь несовместимый,

неудобный,

застенчивый и наглый,

злой и добрый.

Я так люблю,

чтоб все перемежалось!

И столько всякого во мне перемешалось

от запада

и до востока,

от зависти

и до восторга!

- Такую декларацию я произнес в 20 лет. Солоухин (Владимир Солоухин, прозаик, поэт - БНК) на нее ответил, что я недостаточно овладел политграмотой марксизма и ленинизма, чтобы такое заявлять, - прокомментировал свое программное стихотворение поэт, неоднозначно - от любви и восхищения до буквально ненависти - воспринимаемый современниками.

Вечер-воспоминание - почти вся творческая встреча прошла под знаком ностальгии по "золотому" времени чаемых перемен и веры светлое будущее - перемежали истории из прошлого и отсылки ко дню сегодняшнему. Представляя себя, автор известнейшего и, кажется, вечного афоризма "Поэт в России больше, чем поэт!", рассказал о своей родословной, в которой перемешались скандинавская, немецкая, белорусская кровь. Он заметил, что его прадедушка был трижды георгиевским кавалером, а родная бабушка воспитывала в детском доме будущего Героя Советского Союза Александра Матросова.

От одного героя эпохи Евгений Евтушенко перебросил "мостик" к другому - академику Андрею Сахарову, кумиру "шестидесятников".

- Ничего лучше братства нет, и братство было целью Сахарова. Изобретение им водородной бомбы предотвратило падение атомной бомбы на СССР. Политическим активистом он стал не из-за карьеры, а потому что понимал, какая опасность грозит человечеству - уже в те годы запасов атомного оружия хватило бы на то, чтобы взорвать планету 15 раз. Но его недооценили, как недооценили многих - даже Пушкина, - рассказал о своей точке зрения на события тех лет Евтушенко, сам считающий себя и свое поколение оскорбленным сегодня благодаря киноиндустрии.

- Мое поколение грязно оклеветано в фильме "Таинственная страсть". К сожалению, я остался один из "шестидесятников", поэтому так резко выступаю против этой картины. Ее делали циничные люди, каких не было в моем поколении. Для нас не было ничего выше интересов нашей родины, а если мы любили, то любили по-настоящему. Они оклеветали мою любовь - Беллу Ахмадулину (первая жена Евгения Евтушенко - БНК). Да, я с ней развелся, но мы никогда не разводились с ней как поэты, как люди, мы оставались друзьями. После она была несколько раз замужем, но всегда приходила на мои новые свадьбы с аккуратно свернутым фартучком и становилась за газовую плиту помогать, - пояснил свою позицию относительно сериала о самых выдающихся представителях "шестидесятничества", недавно прошедшего по ТВ, поэт.

Как оказалось, немногим более высокого мнения остается Евгений Евтушенко и об одноименном романе своего соратника Василия Аксенова, по которому снят сериал.

- Это самая слабая его вещь. И я бы сказал ему об этом лично, но прочитал роман только после его смерти. И надо учитывать, что это незаконченная вещь, и кто-то ее доделал так, как захотелось. Придумали самые мерзкие моменты. Но за что же нас тогда так любили, если мы были такими, как показывают в кино? - риторически обратился к залу Евтушенко.

Сам поэт, как и исследователи литературы, одним из объяснений и причин феномена поэзии "шестидесятников" назвал войну.

- Почему это было такое сильное поэтическое поколение? Потому что мы прошли войну, - считает он, мальчишкой защищавший свою школу от бомбежек, торговавший на улицах папиросами, чтобы выжить, бежавший вместе со всеми на Красную площадь, когда пришла Победа.

Значительная часть стихотворений военной тематики списаны Евтушенко, по его признанию, "с натуры":

О, свадьбы в дни военные!

Обманчивый уют,

слова неоткровенные

о том, что не убьют...

Многие знают Евтушенко как автора слов известных ретро-шлягеров: "Со мною вот что происходит…" на музыку Таривердиева, "Долгие проводы" на музыку Колмановского, "Чертово колесо" Бабаджаняна. Но одной из самых любимых для поэта остается песня, положенная на вальс Андрея Петрова из кинофильма "Берегись автомобиля".

- "Стеклянный господин" - обожаю эту песню, она автобиографическая. Даже сказал жене, если со мной что-то случится, хороните меня под нее. Но потом я переменил свое настроение: что-то стало происходить с людьми, из людей вышло сочувствие, так что, пока люди не исправятся, зачем мне умирать? - перебил минор поэт и зачитал несколько стихотворений, посвященных последней жене, среди которых известное "Я люблю тебя больше природы…"

Первое отделение поэт завершил на политической ноте, которая появилась благодаря воспоминаниям об отъезде из страны.

- Мы вынуждены были уехать в Америку. Обстановка была невыносимой. Никогда не забуду, как сделали мое чучело и сожгли его на постаменте Льва Толстого у Дома литераторов. Господин Проханов лично поливал его бензином. В Америке меня очень хорошо приняли. Неправда, когда говорят и пишут, что я там живу: я работаю там по контракту, преподаю студентам историю европейского кино и русской литературы. Я имею возможность наблюдать, что одновременно делается там и в моей стране - и ни в той, ни в другой, зачастую, мне не нравится.

Размышления о постперестроечной России побудили поэта прочитать стихотворение "Прощание с красным флагом":

Прощай, наш красный флаг...

С наивных детских лет

играли в "красных" мы

и "белых" больно били.

Мы родились в стране,

которой больше нет,

но в Атлантиде той

мы были,

мы любили.

Лежит наш красный флаг

в Измайлове врастяг.

За доллары его

толкают наудачу.

Я зимнего не брал.

Не штурмовал рейхстаг.

Я - не из "коммуняк".

Но глажу флаг и плачу...

- Я никогда не был членом партии, но это был флаг, который мы поставили над рейхстагом, - объяснил Евтушенко, добавив: - Нельзя быть равнодушным к политике, потому что политика очень многое делает с людьми, и самая главная проблема человечества - поднимать производство порядочных людей.

Предложив передохнуть 15 минут, со словами: "Я слишком наваливаю на вас, вы столько лет не слушали стихов", - поэт закончил первое отделение творческого вечера.

Второе отделение также было несколько политизированным - все-таки "шестидесятники" - это, прежде всего, гражданская лирика. Сожалея о распаде СССР и ностальгируя по хрущевской "оттепели", Евтушенко, тем не менее, не склонен слишком романтизировать свою эпоху. В стихотворении "Матч СССР-ФРГ 1956 год. Репортаж из прошлого века" автор приковывает внимание к характерному явлению времени - инвалидам, искалеченным войной людям, отдавшим в сражениях руки и ноги - и ставших "позором" родины.

- Их стали отлавливать, потому что они портили "пейзаж", - пояснил Евтушенко.

Незримые струпья от ран отдирая,

катили с медалями и орденами,

обрубки войны к стадиону "Динамо" —

в единственный действующий храм,

тогда заменявший религию нам.

Катили и прямо, и наискосок,

как бюсты героев,

кому не пристало

на досках подшипниковых пьедесталов…

- Это было второе самое главное для меня событие того периода. Первое - я видел, как в 1944 году пленных немцев вели по Садовому кольцу, все было оцеплено - боялись, что наши женщины их просто разорвут в клочья. А они стали вынимать из карманов все, что было: пайку, хлеб, сахар, некоторые снимали ватники. Жалость и милосердие победили, потому что милосердие выше справедливости, - уверен поэт.

Зачитав еще несколько стихотворений на злобу дня - "Типа спокойно" (о ситуации с Турцией), "Бессмертный полк", посвящение вдове Булата Окуджавы, - Евтушенко предложил почитателям своего творчества задать несколько вопросов.

- Почему вы приехали в Сыктывкар?

- Потому что к вам никто никогда не приезжал сюда, а вы еще спрашиваете. У вас за всю историю не было ни одного русского поэта, - заявил дезинформированный Евгений Евтушенко. Более осведомленные, чем информационные источники поэта, сыктывкарцы сообщили, что в столице Коми бывал Булат Окуджава.

Поэт Надежда Мирошниченко попросила мэтра зачитать одно из любимых ею стихотворений.

- Я его не помню. Я написал так много всего. Вот сейчас я заканчиваю роман "Берингов тоннель", который пишу 19 лет, - рассказал поэт на прощание и пригласил всех своих поклонников за автографами.

По материалам ИА "Север-Медиа"

23 декабря 2016

Культура