В этом году зимнику "Усинск - Нарьян-Мар" не хватило снега

Комиссия Ненецкого автономного округа проинспектировала зимник "Нарьян-Мар - Усинск". Вердикт по итогам проверки вынесен положительный - автодорога находится в приемлемом состоянии. В четверг зимник открыли для всех видов транспорта. Автор газеты "Няръяна вындер" (Красный тундровик) Алексей Волков рассказывает о своих впечатлениях от 460-километрового рейда.

Фото adm-nao.ru, nvinder.ru

Подремать на зимнике никак не удавалось. Только расслабишься, закроешь глаза, как машина подлетает на очередной кочке. Ударившись головой о крышу салона авто, мгновенно переходишь в режим бодрствования и повышенного внимания. В общей сложности мы проедем сегодня 460 километров - до границы с Коми, где расположен пункт весового контроля, и обратно. Болевые ощущения от местного рельефа испытаем еще не раз.

Все пояснения журналистам директор ГУП НАО "Нарьян-Мардорремстрой" Владимир Низьев дает по прибытии на первый дорожно-ремонтный пункт (ДРП), так называемый нулевой пикет. До него - примерно час езды от города. Напомним, что окружное предприятие в декабре прошлого года выиграло конкурс на строительство и содержание зимника Нарьян-Мар - Усинск. Контракт рассчитан на три года. Нынешняя протяженность трассы - около 86 км.

- На состояние зимника влияют три фактора, - объясняет Владимир Низьев, пока остальные члены комиссии рассредоточиваются по территории ДРП, - морозная погода, вода и снег. Все просто. Холодами природа нас одарила с лихвой, воды для проливки трассы тоже хватает, а вот со снегом - беда. В тундре его раз, два и обчелся, хоть из города вози. Поэтому зимник местами кочковатый. Думаю, пару раз пройдут метели, и мы сделаем дорогу более ровной.

Первый ДРП - это шесть бок о бок стоящих балков. Всего на зимнике три таких пункта. На нулевом пикете есть помещение для обогрева, дизельная электростанция и даже сауна. На дорожно-ремонтном пункте работает видеорегистратор, отслеживающий поток машин. Так, 7 и 8 января в обе стороны по зимнику прошли 234 автомобиля.

Окружной депутат Александр Лутовинов тем временем переступает порог одного из балков и справедливо высказывает претензии. Дескать, сам - водитель, много раз ездил по зимнику и о возможных проблемах с его обустройством знаком не понаслышке.

- Вот приеду я ночью, и непонятно, где тут пункт обогрева. Хотя бы вывеску для ясности повесили. Автолюбитель не должен по всем балкам ходить и искать, где погреться или попросить кипяток, - сетует парламентарий по поводу анонимности балка, где можно попить чаю, перекусить и в случае необходимости переночевать.

С доводами депутата дежурный прораб Григорий Мишарин согласился. Мол, сделаем и пункт обогрева для водителей обозначим.

- Десять человек в пункте обогрева вмещаются свободно. И в сауне можно погреться, она у нас в другом балке находится, - подхватывает мастер компании-подрядчика Александр Мякинченко.

Что ж, идем в сауну. Правда, не кости погреть, а просто посмотреть. Очень даже недурно для дорожно-ремонтного пункта на нулевом пикете. Правда, наметанный глаз депутата Лутовинова замечает не убранный в спешке сигаретный пепел.

- Все уберем, - отчитывается дежурный прораб.

- Чтобы все блестело, - следует указание для рабочих.

Как отметил Григорий Мишарин, главная задача на ДРП - обеспечить безопасность всех проезжающих по зимнику автолюбителей. Ежедневно КамАЗы патрулируют прилегающую к дорожно-ремонтному пункту территорию.

Заходим в один из жилых балков. Рабочий Михаил Мяделец признается, что уже "в шесть утра ездил вытаскивать машину". Михаил выполняет роль повара, водителя и завхоза в одном лице.

- У нас тут трудится электрик-моторист плюс один рабочий. Юрка же еще, - задумчиво перечисляет вслух Мяделец, загибая пальцы. Правда, кто такой Юрка, мы выяснить не успели, пора ехать дальше.

Если с рельефом зимника и недостатком нужных осадков дорожники ничего поделать не могут, то с другими задачами вполне справляются. На всей дороге расставлены вешки со светоотражающими элементами, спецтехника регулярно проливает и "гитарит" зимник. В этот раз подрядчик задействовал на трассе 23 единицы техники. Круглосуточно работают девять водовозок, столько же гусеничных тракторов, четыре Кировца, автокран.

Кстати, члены комиссии высказали еще одно пожелание подрядчику. А именно - установить побольше указательных знаков. Про это пожелание вспомнил наш бравый экипаж журналистов на Chevrolet Niva. На обратном пути, в темноте да не в обиде, все-таки свернули мимо цели, но благодаря помощи добрых людей вырулили в нужном направлении. Вешки вешками, а указатели действительно бы не помешали.

Самые свежие сведения о состоянии зимника сейчас водителям подсказывает информационное табло, установленное в начале трассы, в районе Харьягинского поселка. По словам Владимира Низьева, скоро подобный стенд появится и в районе асфальтобетонного завода.

- Вообще это, конечно, не первый мой опыт работы с зимником, - признается директор "Нарьян-Мардорремстроя". - В свое время мы занимались обустройством зимней автодороги в Нижневартовском районе Ханты-Мансийского автономного округа. Другие условия, природа - лесотундра и лес. Там своя проблема - пеньки. Но ничего, справлялись, хотя длина трассы и составляла почти 500 км. Чаще "протаптывали", а тут воды больше надо. Словом, потихоньку справимся.

Между двумя дорожно-ремонтными пунктами вытаскивают застрявшего автолюбителя. Виктор Попов на прицепе перевозил лодку из Нарьян-Мара в Усинск, но увяз на подъеме трассы. Откапывали минут сорок.

- В шесть утра выехал, думал, до обеда доеду, но теперь уж точно не получится. Рама лопнула. Поеду 20 км в час, а что делать-то. Кочек много, снега мало, - разводит руками Виктор, повторяя слова Владимира Низьева.

Его иномарка с лодкой медленно трогается. Сначала нужно добраться до Усинска, потом - и до Ухты. Путь предстоит неблизкий. По зимнику Виктор ездит каждый год и не по одному разу. Говорит, ситуации бывают всякие. Тут не поспоришь. Но на нашем пути мы встретили лишь пару автолюбителей, попавших в схожую неприятную ситуацию.

- Готовиться надо к поездке на зимник, - рассказывает один из водителей, пожелавший остаться неназванным. - А то ездят девчонки чуть ли не в туфлях. На дискотеку в Усинск собрались. Разве это дело? Это же не автострада какая-нибудь.

Не автострада. Дырявые джинсы, сквозь которые просвечивают коленки, тут не годятся. К нашей чести, журналистская братия экипировалась как надо - теплые куртки, штаны, из необходимого инвентаря - лопата и трос. Мало ли. К счастью, не потребовались.

Конечная точка поездки - пункт весового контроля. Здесь же, недалеко от Харьягинского поселка, работает и дорожно-патрульная служба.

- Впервые в НАО заработал передвижной пост весового контроля, - поясняет руководитель окружной дирекции транспорта и дорожного хозяйства Александр Каспаров. - Установили мы его для того, чтобы минимизировать вред, который большегрузы наносят автодороге. На сегодняшний день допустимая нагрузка на ось у них составляет восемь тонн. Если машина идет с перегрузом, водитель обязан заплатить пошлину.

Процедура проста. Грузовик заезжает на весы, а специалист в машине на оборудовании определяет наличие перевеса.

- Пока у нас передвижной пост, но в планах - установка стационарного пункта весового контроля, - подытожил Каспаров.

По материалам ИА "Север-Медиа"

14 января 2017

Общество