Главу поселка Седкыркещ Юрия Пелевина судят за экологическое преступление

В суде слушается уголовное дело в отношении руководителя администрации сыктывкарского поселка Седкыркещ Юрия Пелевина и руководителя управляющей компании "ЖЭК" Александра Виноградова, которые обвиняются в нарушении правил обращения экологически опасных веществ и отходов, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды (ч.2 ст. 247 УК РФ). Пелевину также вменяется превышение должностных полномочий.

Фото Николая Антоновского

Фигурантам инкриминируется эксплуатация несанкционированной свалки твердых и жидких бытовых отходов, расположенной в двух километрах от Седкыркеща вдоль дороги в село Озел Сыктывдинского района. Указанная свалка заняла площадь 120 квадратных метров, а объем складированных отходов на ней составил 1000 метров кубических. Кроме предметов бытового мусора на территории свалки представители надзорных органов обнаружили торговую тару из картона, деревянные оконные рамы, старые водопроводные трубы, строительный мусор, емкости из-под моторного масла, отходы от ремонта автомобилей и ртутные лампы.

Свалка существует с 1995 года. По документам сыктывкарской мэрии это место значилось как "Свалка бытовых отходов села Озел". За прошедшее время законодательство дважды радикально менялось, каждый раз требования все более ужесточались. В итоге сейчас сам факт существования этой свалки противоречит закону. Однако с ведома главы поселковой администрации местные коммунальщики в период половодья, когда Седкыркещ оказывался отрезанным от "большой земли", свозили туда бытовые отходы.

Как пояснила в суде заместитель начальника управления ЖКХ администрации Сыктывкара Нина Мингалева, свалка входила в реестр свалок бытовых отходов и нанесена на электронную карту города. В 2005 году на указанной территории производились геодезические изыскания по устройству на части площадки временного хранения отходов. От этой затеи городские власти отказались, возможно, из-за близости грунтовых вод.

Администрация Сыктывдинского района внесла эту свалку в Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО). Из слов чиновницы выходило, что внесение объекта в ГРОРО администрацией Сыктывдинского района произошло с каким-то нарушением, поэтому в сыктывкарской мэрии были озабочены тем, чтобы ликвидировать свалку. В 2010 году законодательство, регулирующее деятельность свалок бытовых отходов, значительно изменилось. С проблемой ликвидации свалки поселка Озел мэрия даже обращалась к республиканским властям. Цена вопроса составила более 30 млн рублей, но денег на ликвидацию свалку не оказалось ни в городском, ни в республиканском бюджете.

До 2014 года вопросами контроля складирования бытовых отходов занимался Ростехнадзор, затем эти полномочия перешли Росприроднадзору.

В суде был допрошен Владимир Кабанцев, который до 2011 года занимал должность заместителя руководителя Печорского управления Ростехнадзора и курировал, в том числе вопросы контроля организации бытовых свалок.

По его словам, с января 2014 года законодательство, касающееся свалок и полигонов бытовых отходов, вновь изменилось, и основным документом, необходимым для функционирования свалки, стала лицензия. Кроме того, обязателен стал проект. Все свалки должны быть внесены в федеральный реестр. Однако в республике из более 200 полигонов твердых бытовых отходов в федеральный реестр на сегодняшний день внесены только восемь.

Допрошенный в суде руководитель сыктывкарского комитета по охране окружающей среды министерства промышленности Коми Николай Перевозкин подтвердил, что указанная свалка существует с 1995 года. В 2014 году на ней были замечены отходы от ремонта автотранспорта, емкости от моторных масел, а в 2015 году свалка горела вместе с окружающим ее лесом.

В 2015 году управляющая компания "ЖЭК" была привлечен министерством к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ "Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами".

По словам чиновника, свалка не имеет проектной документации и не внесена в ГРОРО. Кроме того, по Генеральному плану Сыктывкара свалка оказалась в рекреационной зоне, то есть территории, предназначенной для организации мест отдыха населения, которая включает в себя парки, сады, городские леса, лесопарки.

По словам Перевозкина, для свалок действующее законодательство требований не предъявляет, имеются требования для полигонов бытовых отходов. Свалок в настоящее время существовать не должно.

По материалам ИА "Север-Медиа"

15 января 2017

Право