Взгляд в прошлое: "Пароход "Сталинец"

Об истории парохода "Сталинец", с которым связано освоение Воркуты, Печоры, Ижемского района и других северных территорий Коми рассказали в своей группе "100 улиц Печоры" местные краеведы.

Фото из группы "100 улиц Печоры", vk.com

"Обычно, вспоминая братьев - знаменитых печорских речников Федосеевых, одному из них - Павлу Ивановичу, уделяют лишь несколько строк. Вот что пишет о своем младшем брате Федосеев Василий Иванович:

"….свою деятельность на речном флоте начал в 1929 году….", то есть в пятнадцать лет. А из информации, что появлялась на страницах местной прессы, можно добавить: "….плавал помощником капитана на пассажирском пароходе "Сталинец".

… В тридцатых годах двадцатого века в районе Воркуты начал курсировать пассажирский пароход "Сталинец" мощностью 180 сил. Был он построен в Великом Устюге. И перегнан на Печору морем в 1931 году. Длина парохода была 46,44 метра, осадка - 65 сантиметров, грузоподъемность - 60 тонн. Брал он на борт 265 пассажиров, из них 26 первого класса.

Если внимательно вчитаться в строки истории Коми края, то можно узнать, что еще в конце 1932 года вышло Постановление ЦК ВКП(б), направленное на быстрейшее освоение богатств Печорского края, создание топливной базы всесоюзного значения, призванной обеспечивать каменным углем Северный морской флот, Северный край, Ленинград и Кольский полуостров. Были разработаны и мероприятия по его выполнению. В том же году в Воркуте была заложена первая шахта. Ее строительство при отсутствии средств коммуникации и связи, кроме водного пути по рекам Печоре и Усе в короткий навигационный период, граничило с героизмом.

И все-таки шахта была построена за рекордные два года. И 1 сентября 1934 года на гора вышел первый промышленный уголь. С освоением воркутинских углей и было связано имя парохода "Сталинец".

С началом навигации 1932 года на "Сталинце", как на одном из более значимых для пароходства судне, была введена в действие одна из первых радиостанций Печорского пароходства (газета "Ленинец" от 12 мая 1972 года. Статья В.Харитонова "Прошло 40 лет"). Вот в эти тяжелые и ответственные для речников Печоры годы и трудится на пароходе мой двоюродный дед. Федосеев Павел Иванович проработал на судне совсем недолго. Вскоре он окончил Велико-Устюгский речной техникум и с 1934 по 1935 год уже преподавал в Щельяюрском ФЗУ, а с 1936 года в Печорском речном техникуме, перебазированном в деревню Щельяюр из Красного Затона.

Мой дед по отцовской линии прожил недолгую жизнь. В 1942 году он скончался от болезни и был похоронен в деревне Щельяюр Ижемского района Коми АССР.

… А пароход продолжил свою трудовую жизнь.

В 1943 году среди десяти лучших судовых команд была и команда пассажирского парохода "Сталинец". Капитан - Сметанин Яков Васильевич. В 1944 году за образцовую работу имена капитана парохода и других членов команды были занесены в Усть-Усинскую районную книгу Почета. ("Ленинец" от 05.04.1975 г.)

В 1946 году по итогам социалистического соревнования команда получила вымпел Наркомата речного флота и денежную премию в три тысячи рублей. В 1950 году по вине экипажа пароход потерпел аварию и был осушен. Но отремонтирован и вновь спущен на воду. Его капитальный ремонт в зиму 1950-1951 года произвели Щельяюрские мастерские. ("Речник Печоры" от 8.12.1951г.).

Навигацию 1953 года на Печоре открыл "Сталинец". Он отправился в свой первый рейс 30 апреля 1953 года.

22 марта 1959 года капитаном парохода был назначен Семен Никитич Карманов. По воспоминаниям ветерана Печорского пароходства Н.Ф.Суманеева, в 1961 году пароход "Сталинец" в осенний период служил общежитием речников в Печоре в связи с нехваткой мест в небольшом деревянном общежитии. Последнее упоминание об этом пароходе я нашла на страницах газеты "Речник Печоры" за тот же 1961 год.

Говорят, пассажирские пароходы такого типа были сожжены по месту приписки. Последний из них - в 1963 году. Прошли годы… И совсем недавно, листая подшивки газеты "Ленинец" за 1971 год, я вновь натолкнулась на знакомое название "Сталинец". Та статья Михаила Пыстина называлась "Сто седьмая". И была посвящена сто седьмой навигации парового судоходства на Печоре. В ней говорилось: "За самоотверженную работу в годы войны 1190 лучших речников были награждены медалями "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов". Многие были награждены орденами. Бывшие масленщики парохода "Сталинец" Кисляков Василий Павлович и Дементьев Иван Павлович были удостоены звания Героя Советского Союза".

И это тоже история парохода "Сталинец".

Елена Редькина. Человек и пароход.

По материалам ИА "Север-Медиа"

17 января 2017

Политика