Предложения делового сообщества Коми по изменению закона об ОСАГО рассмотрены на федеральном уровне

Автомобилисты и профессионалы, работающие на рынке автострахования и автосервиса, обеспокоены поправками к закону "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев средств", которые могут вступить в силу с 1 марта 2017 года. Для читателей БНК ситуацию прокомментировал сенатор от Республики Коми Дмитрий Шатохин.

Фото osagoonline.info

14 декабря 2016 года Госдума приняла в первом чтении законопроект, которым предлагается установить приоритет восстановительного ремонта поврежденного в ДТП транспортного средства над денежным возмещением. В данный момент внесен ряд существенных поправок в первоначальную редакцию законопроекта. Они могут быть рассмотрены во втором чтении уже в ближайшие дни.

12 января поправки в закон стали предметом обсуждения в Сыктывкаре. В разговоре приняли участие представители "Деловой России", "Опоры России", предприниматели, страховщики региона. По итогам встречи были подготовлены предложения и направлены в адрес федеральных законодателей.

Вот что сообщил БНК сенатор от Республики Коми Дмитрий Шатохин:

"Да, действительно, мы получили предложения от предпринимателей Республики Коми. Спасибо им за это. Часть замечаний к закону была озвучена на круглом столе в Совете Федерации, который состоялся на этой неделе. Вторая часть была внесена в форме поправок к закону от членов Комитета по бюджету и финансовым рынкам Совета Федерации.

Я бы отметил три ключевых предложения, которые мы оформили в виде поправок.

Первое. Дать право автовладельцам при восстановительном ремонте выбирать любую станцию техобслуживания. Единственное, этот выбор должен быть согласован страховщиком. Контроль за качеством ремонта должен будет вести уже сам автовладелец, а не страховщик.

Второе предложение - увеличить гарантийный срок ремонта. По тем поправкам, которые были внесены ранее, он всего лишь 2 месяца. Для кузовных деталей - это очень маленький период. Поэтому в предложенной нами редакции гарантийный срок для узлов - 6 месяцев, для кузовных деталей - 12.

И третье. На наш взгляд, вступление закона в силу должно быть поэтапным. Для регионов, где ситуация наиболее критичная, вступление может быть и с 1 марта. Пусть апробация закона произойдет именно там. Для остальных регионов - с 1 сентября. За это время субъекты могли бы успеть подготовиться в части развития рынка автосервиса.

Последнее предложение - наиболее сложное для исполнения с точки зрения права.

В чем подоплека вопроса? В последние годы наблюдается тенденция к убыточности рынка автострахования. По данным Ассоциации страховщиков страны, в 2010, 2011, 2015 годах по данному виду страхования в целом по стране "сработали" на минус. Как следствие, - уход с рынка большого количество страховщиков. Если при вступлении в силу системы ОСАГО на рынке работали 200 компаний, то сейчас 80. В ряде регионов, чтобы получить полис ОСАГО, надо стоять в очереди несколько месяцев.

Только в 2016 году снижение количества выданных полисов по стране составило более 8%. А это говорит как о наличии рынка поддельных полисов, так и об отказе автовладельцев использовать полисы ОСАГО вообще.

Республику Коми можно условно отнести к территории с неплохой ситуацией в части исполнения закона "Об ОСАГО". Так, по крайней мере, можно сказать исходя из анализа рейтинга Российского Союза Автостраховщиков, по которому наш субъект входит в первые 25 стабильных регионов.

Частота страховых случаев в Коми ниже, чем по России (4,7% против 5,4%). Для сравнения, в Волгоградской области это процент составляет - 9,3. Это говорит, на мой взгляд, как о культуре вождения, более низкой интенсивности движения, так и том, что у нас не распространены подставные ДТП.

То же самое можно сказать и о сумме средней выплаты по региону. Она составляет 48 тысяч рублей против 69 тысячи рублей - по стране. Для сравнения, есть регионы, где выплаты составляют более 120 тысяч рублей.

Конечно, звучали и другие варианта выхода из ситуации. Например, создать государственную структуру, которая могла бы осуществлять автострахование. Но экспертами была названа примерная ежегодная сумма на осуществление ее работы - 20-25 млрд рублей.

Поэтому предложенный вариант - восстановительный ремонт - это выход. Что получится, посмотрим. Хотя опасения, конечно же, есть, главное из которых - справится ли рынок автосервиса с этой новой формой.

Что касается поправок, рассчитываем, что какие-то из наших предложений коллеги из Госдумы все же учтут, а автовладельцы будут еще уверенней себя чувствовать на дорогах страны".

По материалам ИА "Север-Медиа"

20 января 2017

Общество