18 ноября 2024 г.
дата обновления БД
9708
компании в базе
46791 посетителей
за октябрь
16+
Вчера в Академическом театре драмы имени В. Савина состоялась единственная премьера документального спектакля "ШОА" (в переводе с иврита - "Катастрофа") петербургского режиссера-постановщика Ирины Ароновой.
Главные роли исполнили актрисы "Молодого театра Санкт-Петербурга".
Постановка питерского режиссера привлекла к себе большое внимание сыктывкарцев. Зрительский зал был заполнен до отказа, при этом большую часть зрителей составляло молодое поколение.
Перед началом спектакля Ольга Мойсеевич — активистка еврейской национально-культурной автономии Коми и координатор израильских программ, благодаря инициативе которой премьера постановки состоялась в Сыктывкаре, поприветствовала зрителей и пригласила на сцену режиссера-постановщика Ирину Аронову.
И. Аронова рассказала, что приезд труппы стал возможным благодаря Минкультуры Коми, еврейской национально-культурной автономии Коми и Еврейскому агентству для Израиля.
"Бытует мнение, что в небольших городах зритель ходит только на комедии, - заметила она. - Мы привезли не комедию, и поэтому нам особенно приятно видеть, что зал — полный. Тема, которую мы затрагиваем в спектакле, важна для всех нас. Это документальный спектакль, в котором нет придуманных слов. Возможно, вы услышите речевые ошибки. Дело в том, что когда артист воспроизводит устную речь, то цитирует все - говор, паузы, междометия. Для того, чтобы приблизить речь к оригинальной, мы сохранили манеру произношения людей, воспоминания которых легли в основу постановки".
Режиссер поведала зрителям историю из жизни писательницы Марии Рольникайте, в детстве пережившей ужасы концентрационных лагерей. Однажды после побега нескольких евреев из лагеря эсесовцы выстроили узников в ряд и сказали, что за побег каждый третий еврей ответит своей жизнью. В тот день вместе с другими расстреляли подругу Марии Рольникайте Машу Механик.
Вот как Мария Рольникайте рассказала об этом в своих воспоминаниях: "Эсэсовец отсчитывал и каждому третьему велел делать шаг вперед. Я сказала: "Маша, я девятая". А она: "Нет, я". Действительно, она оказалась девятой и шагнула вперед. Понимаете, от чего зависела жизнь? От того, что я стояла здесь, а не тут. Эсэсовец пошел считать дальше. Я просила ее: "Маша, скажите, что вы ничего не знали об этом побеге!" А она ответила мне спокойным голосом: "Думаешь, если в мире станет одной Машей Механик меньше, что-нибудь изменится?"
"Мы считаем, что мир изменился шесть миллионов раз — столько, сколько людей погибло в 42 тысячах концентрационных лагерей и гетто, - заявила Мария Аронова. - И мы обязаны сохранить эту память, чтобы эта Катастрофа больше никогда не повторилась".
Председатель Еврейской национально-культурной автономии в Коми Леонид Зильберг также поблагодарил зрителей за интерес к постановке.
"Знаете ли вы, что самый почетный титул в Израиле — это праведник народов мира? - обратился он к молодежи. - Это те люди, которые спасали евреев во время Холокоста. В Израиле есть целая аллея, где растут деревья, высаженные в их честь. Я хочу поблагодарить "Молодежный театр Санкт-Петербурга" и Ирину Аронову за то, что они приехали в Сыктывкар".
Спектакль, который начался сразу после его выступления, построен на письмах и дневниках женщин, переживших ужасы Холокоста и Второй Мировой войны.
На сцене из декораций — только стулья. Молодые актрисы, одетые в черную одежду, исполняют роли женщин разных возрастов из разных стран мира, рассказывающих свои истории. Одна из актрис озвучила прощальное письмо женщины из гетто, адресованное сыну, другая — воспоминания девушки, на глазах которой на смерть уводили мать и маленьких братьев, третья рассказала о том, как ей удалось выжить после массового расстрела...
Ни одна из историй не оставила зрителей равнодушными — люди сидели со слезами на глазах. Особую атмосферу спектаклю, который длился чуть менее часа, придавало музыкальное и видеосопровождение, а также песни, исполняемые девушками на иврите. Закончился спектакль видеокадрами из современной жизни, на которых были изображены нацистские митинги. На весь зал гремела агрессивная нацистская музыка, которую девушки, взявшись за руки, заглушили песней.
После завершения спектакля зрители стоя приветствовал молодых актрис.
Фото Антона Пархачева
По материалам ИА "Комиинформ"
10 февраля 2017