Генеральная уборка страны

Доктор исторических наук, профессор Юрий Шабаев по просьбе БНК поделился своими размышлениями о Годе экологии, которым в России объявлен 2017 год.

Фото Юрия Кабанцева

2017 год объявлен в России годом экологии. Это правильно, ибо бережное отношение к окружающей среде, к природе должно быть нормой для каждого гражданина нашей страны. Должно, но не является, и поэтому пропаганда природосбережения необходима и ее надо только усиливать. Несколько лет подряд мы наблюдаем за тем, как отряды добровольцев отправляются на архипелаг Франца-Иосифа и другие острова в Арктике и занимаются там сбором остатков человеческой деятельности. В советские годы на многих арктических островах располагались военные объекты, метеостанции, которые потом были брошены. На брошенных объектах остались тысячи железных бочек из-под солярки и бензина (а порой и вместе с топливом), автомобили, бульдозеры, и много другого не безопасного для природы мусора. В СССР пропаганда трубила о покорении Севера, на что якобы был способен только советский человек, но на деле "покорение" обернулось откровенным безразличием к сохранению ранимой экосистемы Арктики, безграмотным хозяйствованием, последствия которого предстоит устранять многие годы, что и делают ныне добровольцы.

Очистка арктических островов, безусловно, нужное и полезное дело. Можно надеяться, что результатом работы энтузиастов станет превращение или точнее возвращение арктических и субарктических территорий к своей первозданной природной чистоте.

Нам в Коми, наверное, должно быть особенно понятна и близка идея защиты природы, ибо территория республики испытала на себе страшные последствия техногенного воздействия и техногенных катастроф. Спустя несколько лет после того, как на Новой Земле был сооружен полигон для испытания ядерного оружия, здесь в 1961 г. провели взрыв в атмосфере сверхмощной водородной бомбы (Царь-бомбы). После этого испытания в северных районах Коми выпал желтый снег и погибли тысячи оленей. Об этом еще помнят старики, да и сам случай описан в некоторых литературных произведениях. Как отразилось это испытание на людях, никто до сих пор не знает. В октябре 1994 году газета "Нью-Йорк Таймс" поведала американцам о том, что в России есть Республика Коми. Но поводом для просвещения американской читающей публики стал не внезапно проснувшийся интерес к российским регионам, а событие печальное - одна из крупнейших в мире аварий на нефтепроводе. В течение двух месяцев из-за утечек нефти в системе нефтепроводов компании "Коминефть" на землю по официальным данным вылилось от 14 до 60 тыс. тонн нефти. По оценкам экспертов и независимых организаций объем вылившейся нефти составил от 100 до 124 тыс. тонн, а пресса писала о 200 тысячах тонн. Были загрязнены обширные территории в Усинском районе, а на ликвидацию последствий аварии МВФ выделил России кредит в 100 миллионов долларов. Стали ли мы после всего этого более чувствительны к проблемам экологии? И да, и нет!

Да, потому что появились экологические активисты и экологические организации, которые бьют тревогу по поводу продолжающихся разливов нефти и экологических нарушений, допускаемых крупными предприятиями. Наверное, самая активная и влиятельная из экологических организаций республики — Комитет спасения Печоры. А поддержка со стороны граждан, которой пользуются акции, устраиваемые Комитетом, говорит о том, что многие простые люди обеспокоены состоянием окружающей среды в республике.Нет, потому что деятельность экологических активистов пока никак не изменила нашего общего отношения к окружающей среде.

Наверное, многие замечали, что вдоль железнодорожных путей почти на каждом метре видны обрывки газет, стеклянные и пластиковые бутылки, жестяные банки и прочий мусор. То же самое вдоль автомобильных трасс. Символично, что как только въезжаешь на территорию Коми со стороны Архангельской области, видишь справа стелу с надписью "Республика Коми", а слева помойку. В лесах, где собирают грибы и ягоды, вокруг дачных товариществ - пустые бутылки, банки неотъемлемая часть "пейзажа". Очевидно, что наше отношение к окружающей среде противоположно тому, что было еще сто лет назад, когда основную часть страны составляли крестьяне, трепетно относившиеся к матери-природе.

Поэтому я рассматриваю объявление Года экологии как совершенно правильную акцию. Но это должна быть не просто символическая акция, а призыв к действиям. Эти действия можно назвать генеральной уборкой страны, что означает не только повсеместную уборку территорий, высадку деревьев и цветов, но и начало массовой компании по экологическому просвещению населения. Наша страна — это наш общий дом, а в доме должно быть чисто и уютно. Забота об экологии должна начинается за порогом квартиры

Что надо сделать, чтобы окружающая среда отвечала требованиям экологической безопасности, чтобы в наших селах и городах было чисто и легко дышалось?

Начнем с самого простого - с мусора.

Что представляют собой места для сбора мусора в наших дворах, все знают. Это обычно криво установленные бетонные блоки в форме буквы "П", где поставлено несколько ржавых металлических контейнеров без крышек. В них роются собаки, вороны и бомжи, возле них всегда грязно, а в ветреную погоду мусор из контейнеров разносит по улицам. Фактически это места повышенной опасности, поскольку разносимые животными, птицами и ветром отбросы создают условия для распространения инфекций.

Много лет назад я жил несколько дней в съемной квартире в Хельсинки, которую предоставляли приезжающим в университет лекторам. Как и все жильцы дома, я выносил мусор. Но "мусорка" в Хельсинки сильно отличалась от того, что я вижу в наших дворах. Во-первых, все контейнеры - пластмассовые и с крышками, которые очень легко открывались и закрывались, поскольку были на пружинах. Во-вторых, все контейнеры были размещены в небольшом павильоне под крышей, а "стенами" мусорного павильона служила металлическая сетка. Двери в этот павильон были широкими и удобными как для жильцов, так и для сборщиков мусора. Конструкция - простая и недорогая, но она ограждает контейнеры от снега и дождя, предотвращает попадание в павильон птиц, не допускает распространение отходов за пределы контейнеров и самого павильона. В последние годы все больше жителей столицы республики весной и осенью носят резиновые сапоги. Это ответ на суровую реальность, которая связана с организацией публичного пространства столицы Коми. И на дорогах, и на тротуарах, и во дворах в распутицу приличный слой грязи, которая с улиц переносится в учреждения, квартиры, магазины. Когда несколько лет тому назад в Сыктывкаре решили провести российско-финляндский культурный форум, московские кураторы этого мероприятия заявили, что в такой грязи проводить культурный форум — это нелепость. С той поры чище не стало. По весне коммунальщики начинают сгребать грязь с тротуаров и проезжей части, собирая ее лопатами или размазывая щетками тракторов. Когда грязь высыхает, тучи грязного песка поднимаются над улицами при сильном ветре. А ведь придорожная пыль перенасыщена тяжелыми металлами, продуктами сгорания топлива и прочей "химией", которая не на пользу нашим дыхательным органам.

Откуда столько грязи в столице и других городах республики? Посмотрите на большинство наших дворов. Дорожки и внутридворовые проезды давно пришли в негодность. Везде разбитый асфальт и ямы, наполненные водой и грязью. Вдобавок почти нигде нет хороших и просторных парковок, и люди ставят машины на газоны и детские площадки, а затем на колесах автомобилей грунт переносится на улицы города. Штраф в 5 000 рублей за парковку на газонах, думаю, не поможет. Под знаками "остановка запрещена" ежедневно стоят десятки машин, и дорожную инспекцию это не беспокоит.

Прежде, чем начать наказывать за парковку на газонах, которая у нас стала нормой, надо расширять асфальтированные парковки, приводить в порядок дворы и тротуары (об этом говорят уже лет двадцать, но дальше разговоров дело не идет), возле магазинов и на улицах обязательно делать парковочные карманы, чтобы припаркованные машины не мешали движению транспорта и не лезли на газоны. Так сделано в Москве, так делается и в ряде небольших российских городов, чьи бюджеты малы и не сравнимы с бюджетом столицы Коми.

В массовом порядке люди перестали выходить на субботники. Я каждую весну и осень по нескольку раз хожу в сквер возле своего дома и убираю мусор, который коммунальщики потом долго не вывозят, пока не подтянешь его ближе к дороге. Раньше никто не поддерживал меня, но потом кое-кто иногда тоже стал выходить на уборку. Но как же мало этих неравнодушных людей! Странно, что в городе, где так много интеллигенции, включая творческую, которая призвана "жечь сердца людей", мало кого заботит культурное пространство, которое нас окружает. Надо думать о том, как привлечь людей к заботе о чистоте собственного двора и города, поселка, села в целом. Как сделать так, чтобы эта забота была не разовой акцией, а стала систематической. Я думаю, что к делу заботы об экологии надо обязательно привлекать студенчество, молодежные и волонтерские организации. Еще в 1990-е годы в Томске, где расположен самый старый в Сибири университет и где много других хороших вузов, было принято, что каждую неделю студенты всех вузов выходят на уборку города. И город, отличающийся изумительными образцами деревянного зодчества, отличался от других российских городов еще и своей чистотой и ухоженностью. Не знаю, сохранилась ли еще эта традиция, но надо бы ректорам вузов и колледжей в Коми тоже постараться привить ее нашим студентам. Кстати, в конце 2016 г. всероссийская общественная организация "Студенты России" заявили о подготовке проекта "Городская реновация", реализация которого должна касаться облагораживания территорий вокруг образовательных учреждений и должна начаться в 2017 году. Надеюсь, что руководство наших образовательных учреждений поддержит эту инициативу. Когда я первый раз посетил Ригу, мне бросилось в глаза, что во всех парках и скверах города трудятся школьники. Они садили рассаду, пропалывали цветники, убирали мусор и делали это не потому, что их гнали сюда учителя, а потому, что были членами волонтерских организаций, заботящихся о своем городе. У нас таких организаций нет или они только начинают зарождаться, но создавать и поддерживать их крайне важно. Сегодня большинство общественных организаций занимаются лишь тем, что сотрясают воздух на различных конференциях и съездах, а нужно, чтобы они что-то делали своими руками на благо людей.

Глядя на молодежь, и остальная часть общества займет активную позицию по отношению к сбережению окружающей среды и ее улучшению.

Не забыть про экологию культуры

Но говоря об экологии, не следует забывать, что речь должна идти не только лишь о природном окружении, но и об экологии культуры, т.е. о том, насколько хорошо организована жизнь местных сообществ, насколько она обустроена.

Мой приятель, занимавший пост председателя географического общества Молдовы, рассказал мне как-то о дискуссии, которая состоялась на одной из международных конференций. Спор зашел о том, где заканчивается Западная Европа и начинается Восточная. Спорили сначала о естественных границах - реках, горных системах. Но закончился спор, когда речь зашла о культурных границах. Один из западных исследователей заявил: "Восточная Европа начинается там, где начинают пахнуть туалеты". И в его словах есть своя правда. Мне как-то повезло оказаться в финансовой столице Швейцарии Цюрихе в начале июля, когда здесь раз в четыре года проходит праздник огня. Каждый вечер во всем городе выключали свет и под классическую музыку над Цюрихским озером около часа каждый вечер полыхали фейерверки. Весь город гулял три дня напролет до четырех утра и мусора на улицах было очень много. Но в семь утра город уже был чист, а переносные туалетные кабинки, расставленные рядами по всем центральным улицам благоухали накачанной в них ароматной субстанцией, растворявшей фекалии, и ничем иным.

Наши туалеты ароматизаторами не пахнут, а туалетная бумага в них часто отсутствует. Да и сами туалеты (если они есть) не всегда презентабельны. Недавно зашел в мужской туалет в торговом центре "Парма", введенном в строй совсем недавно. Бросилось в глаза, что крышки на большинстве унитазов уже содраны местными вандалами, которые привыкли громить все, что можно: уличные скамейки, фонари, урны.

Некоторые наши граждане полагают, что общее пространство - это территория ничейная, где можно "самовыражаться", выпивая под березой водку и оставляя после себя остатки "пиршества" или ломая скамейки. Дети, поедая мороженое, шоколадки и пр., бросают обертки не в урны (которых, правда, мало), а там, где придется. Взрослые не отстают от детей: окурки и пустые пачки от сигарет выкидывают где попало и часто даже в лифте собственного дома.

Более того, чтобы показать свое презрение к общественному пространству и к людям, с которыми живешь в одном городе, отдельные индивидуумы пакеты с домашним мусором демонстративно бросают в парке, посреди проезжей части и т.д. Это своеобразное "манифестирование любовью к бардаку" совершенно не случайно, ибо является логичным следствием нашей системы воспитания - как семейного, так и школьного.

В семье и школе у нас не воспитывают гражданина, как, например, во Франции, где есть уроки граждановедения. Уважение к людям, с которыми ты живешь в одном городе, поселке или республике должно быть нормой гражданского общества, ибо в этом обществе все равны и все несут равную долю ответственности за общественное благо, а значит и за состояние публичных мест.Да и само культурное пространство, которое нас окружает, часто служит иллюстрацией того, что жить в грязи - это нормально. Почему, к примеру, фургоны, которые развозят по магазинам продукты, вечно грязные, не моются месяцами и почему санитарные службы не потребуют в самой жесткой форме соблюдать санитарные нормы. Я начинал свой трудовой путь на хлебном фургоне в Ленинградской области, и там было принято заезжать на мойку каждый вечер. Другие сервисы не лучше. В такси страшно садится, ибо водители не думают о том, что клиенту должна подаваться чистая машина. Не мешало бы тем фирмам, которые борются за клиента, в рекламе подчеркивать, что у них машины всегда чистые. О грязнулях-автолюбителях я промолчу - иллюстрации на дорогах и в большом количестве. Чтобы изменить ситуацию, нужна большая и долгая работа - воспитательного и пропагандистского характера. Во всех школах обязательными должны стать уроки экологии и не только в рамках предмета "природопользование", который решено возродить, но и на уроках географии, биологии, истории, обществоведения и др. Иными словами, экологическое воспитание должно стать всеобъемлющим. Очень важную роль в деле изменения нашего отношения к окружающей среде призвана играть и социальная реклама - продуманная и бросающаяся в глаза.

Мы можем и должны измениться, мы должны жить в чистых и уютных городах и селах, если уважаем себя и заботимся о своих детях. Но главное, что экологическая политика, понимаемая не в узком значении этого термина, должна стать отдельной и важной частью как федеральной, так и региональной политики, что и призван продемонстрировать Год экологии.

По материалам ИА "Север-Медиа"

25 февраля 2017

Общество