На обсуждение: бюджетные правила для регионов

Форум в Сочи, на котором традиционно региональные инвестиции были в центре внимания, в этом году сменил тему деловых дискуссий на взаимоотношения регионов и федерального центра. Эксперты со всех сторон обсуждали стратегию развития субъектов и межбюджетные отношения, требуя дать регионам больше свободы. При этом премьер-министр Дмитрий Медведев на встрече с губернаторами раскритиковал за их бюджетную политику, но пообещал помогать лучшим. Предлагаем материал РИА "ФедералПресс" обсудить читателям БНК.

Фото ТАСС

От инвестиций к бюджету

Мероприятие, на подготовку которого ушло всего четыре месяца, уже отличилось лучшим результатом, чем от него ожидали: количество стендов в разы было уменьшено, зато качество деловой повестки - улучшено. Несмотря на то, что многие заметили отсутствие стендов постоянных участников, регионам это не мешало заключать соглашения и общаться с инвесторами.

В центре же внимания на дискуссионных площадках оказались региональная политика и межбюджетные отношения. В течение двух дней эксперты пытались разобраться в том, что такое "стратегия" - это действие сверху вниз, когда директива спускается от руководства, или же это выделение лучших идей и лифт для них в виде поддержки. Многие соглашались с тем, что у бизнеса и общества есть большой запрос на формулирование стратегий развития страны. В частности, об этом сказал заместитель руководителя аппарата правительства РФ Андрей Слепнев, подчеркнув, что этот вопрос является ключевым, и это мировая повестка.

Конечно, говорили о забюрократизированности и свободе. Так, Алексей Кудрин, председатель совета фонда "Центр стратегических разработок", обратил внимание на необходимость предоставления регионам больших дополнительных свобод для того, "чтобы регионы поднимали свой потенциал и темпы экономического роста страны росли". Он также заострил внимание на проблеме контрольно-надзорных функций, отметив, что регионам необходимо передать часть полномочий. Участники высказывались и о том, как сделать эти стратегии более выполнимыми, сходясь во мнении, что нужно, во-первых, никогда не терять фокус, во-вторых, попробовать пройти весь путь до конца и сделать все возможное, в-третьих, найти механизмы саморазвития регионов.

В связке со стратегией обсуждались и межбюджетные отношения. Эксперты говорили о том, что сегодня власти - федеральные и региональные - стоят перед развилкой: забрать все деньги на федеральный уровень и распределять их честно и справедливо либо, наоборот, усилить самостоятельность регионов. Например, заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ Евгений Бушмин особо подчеркнул проблемы налоговой базы: "Нужно улучшить налоговую базу в межбюджетных отношениях. Чем больше у регионов собственных доходов, тем более сбалансирована налоговая система. Необходимо дать больше свободы регионам". А Кудрин уверен, что пропорция дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и отраслевых субсидий сложилась неправильно: несмотря на то, что произошло укрупнение субсидий, их должно быть существенно меньше, и "они должны решать главные задачи в каждой отрасли, которые стоят перед страной, не "размазываться".

Министр финансов РФ Антон Силуанов на одной из площадок перечислил основные тезисы, наиболее актуальные для межбюджетных отношений. По его словам, зачастую руководители регионов не понимают, насколько бюджет региона и его инвестиционная привлекательность взаимосвязаны. Министр отметил, что ключевые вопросы сегодня следующие: как заложить в межбюджетные отношения условия для самостоятельного развития регионов, как налоговые инновации повлияют на бюджеты субъектов федерации и что необходимо делать в первую очередь: увеличивать зависимость, проводить единую политику или дать больше свободы регионам.

В большинстве случаях участники сходились во мнении, что муниципалитеты и регионы необходимо стимулировать к наращиванию собственного потенциала. Вице-премьер Дмитрий Козак уверен, что методика распределения бюджетных денег должна быть прозрачной и утверждаться самими регионами, чтобы ни у кого не было сомнений в справедливости распределения этих трансфертов. А председатель Счетной палаты РФ Татьяна Голикова высказалась, что профессионализм финансовых управленцев, которые работают в регионах, оставляет желать лучшего, и очень многое на сегодняшний день в бюджетах субъектов происходит в силу незнания соответствующего законодательства и неумения правильно спланировать приоритеты в бюджете.

Ситуация сложная

Межбюджетные отношения и все ранее озвученные вопросы более подробно сегодня в Сочи обсудил глава правительства Дмитрий Медведев с губернаторами, пытаясь понять, "как работать дальше". По словам Медведева, "ситуация остается сложной, но есть ряд позитивных изменений", но таких изменений должно быть больше. К позитивным моментам он отнес уменьшение дефицита региональных бюджетов - со 170 млрд рублей до 12,5 млрд рублей, а также сокращение количества проблемных регионов, где госдолг значительно превышает доходы.

Тем не менее, долговая нагрузка остается очень большой, чтобы ее решать, по словам Медведева, продолжится выдача бюджетных кредитов. В текущем году на эти цели запланировано 200 млрд рублей. "Но эти деньги можно будет получить не просто так, а при выполнении определенных условий, прежде всего жестких обязательств по снижению дефицитов бюджета и снижению объема рыночных заимствований", - обратил внимание губернаторов Дмитрий Медведев.

Говорил премьер-министр и о том, что многие регионы по-прежнему сильно зависят от помощи федерального бюджета, поэтому им расширили меры поддержки. Продолжат поощрять и тех, кто добивается наилучших результатов. Но распределение будет осуществляться по известным правилам: менее обеспеченные регионы должны получать больший объем финансовой поддержки, а более обеспеченные регионы, соответственно, меньший. Плюс, если руководители регионов выполнят ряд показателей по экономическому развитию.

- Большинство руководителей уже заключили соглашения, которые предусматривают и такие обязательства, и финансовую ответственность за их неисполнение. Но, скажем прямо, отдельные главы территорий пока сомневаются, стоит ли это делать, видимо, исходя из предположения о том, что в любом случае что-нибудь дадут, дотации так или иначе распределят, а финансовая поддержка из федерального бюджета никак не должна быть связана с ответственностью за социально-экономическое развитие. Это неправильно, - заметил Медведев.

Здесь же он раскритиковал губернаторов за то, что власти регионов возлагают на себя дополнительные обязательства, что ведет к новым долгам субъектов. "Есть еще один тренд, который выявлен по результатам инвентаризации расходов полномочий (регионов) и их фактического финансирования, этот тренд не может не настораживать. Речь идет о ситуации, когда регионы, не выполняя должным образом те полномочия, которые возложены на них в соответствии с федеральными законами, в то же время принимают на себя дополнительные региональные обязательства и финансируют их с удовольствием", - описал глава кабмина ситуацию. По оценке Медведева, "это неправильная вещь, негодная практика, ее нужно завершать".

Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов уверен, что в межбюджетных отношениях сейчас важна ответственность со стороны всех сторон. "Это и ответственность федерального центра, который должен осознавать, что возможности по централизации финансовых ресурсов для выравнивая бюджетной обеспеченности регионов не безграничны. И каждый процент в перераспределении налога на прибыль - существенный ресурс для регионов-доноров. С другой стороны, регионы должны осознавать, что кризис в финальной фазе, он заканчивается. Но выравнивание абсолютно необходимо. И губернаторы регионов-доноров должны спокойно воспринимать усилия правительства по межбюджетным процессам", - рассказал РИА "ФедералПресс" Дмитрий Орлов. Что касается основной массы регионов-середнячков и субъектов с проблемным бюджетом, то перед ними стоит задача оптимизации расходов и максимального расходования тех ресурсов, которые добываются с помощью перераспределения полномочий и ресурсов, добавил эксперт.

Директор консалтингового агентства NPR Group Дмитрий Фетисов отмечает, что, несомненно, главным событием встречи губернаторов с председателем правительства стала его критика в адрес некоторых регионов по формированию региональных бюджетов. "Критика абсолютно верная и справедливая. Губернаторы должны быть последовательными при реализации бюджетной политики, проводимой федеральным центром, иначе это ведет к образованию долгов у регионов, - уверен Фетисов. По его словам, мероприятие получилось полезным: губернаторы и правительство смогли на одной площадке обменяться мнениями и услышать друг друга.

"Межбюджетные отношения являются важнейшей вещью, поскольку наша страна - это федерация. И необходимо в ее границах выстроить отношения, которые бы позволяли регионам развиваться, - рассказал "ФедералПресс" Андрей Быстрицкий, председатель совета Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба "Валдай". - При этом некоторая неравномерность наших регионов - это общеизвестная вещь. А, значит, нам важно придумать какой-то механизм, который бы позволял тем, кто работает лучше и имеет больший объем доходов извлекать из этого прибыль". Он добавил, что при этом нужно помогать и тем, кто является реципиентами, поскольку сильно большое неравенство в нашей стране допускать нельзя. "Везде у нас слишком разная ситуация. И найти оптимальный подход как раз и является искусством управления", - подытоживает Быстрицкий.

По материалам ИА "Север-Медиа"

5 марта 2017

Политика