Юрий Пичугин: "Свидетели сами совершили те преступления, что вменяются мне"

В понедельник Верховный суд Республики Коми уменьшил Юрию Пичугину срок содержания под стражей на сутки. В СИЗО "Лефортово" криминальный авторитет пробудет до 17 апреля. Жалоба адвоката Александра Вершинина осталась неудовлетворенной, несмотря на громкие заявления защиты о незаконности задержания и возбуждения уголовного дела, базирующегося в основном на показаниях шести засекреченных свидетелей. Вершинин заявил: "Постановление о возбуждении уголовного дела в отношении Пичугина - плагиат аналогичного документа из дела Ифы-Козлова".

В Сыктывкаре Юрий Пичугин пробыл всего несколько дней. Фото Марии Шумейко

18 февраля в Москве сотрудниками ФСБ был задержан Юрий Пичугин, в Коми и других регионах страны под стражу взяты еще несколько членов группировки. Пичугину, как лидеру ОПГ, вменяется часть четвертая статьи 210 УК РФ - создание преступного сообщества лицом, занимающим высшее положение в преступной иерархии, а также три эпизода, связанных с перевозкой и хранением оружия организованной группой.

Сыктывкарский городской суд 20 февраля избрал криминальному авторитету меру пресечения в виде заключения под стражу до 18 апреля, сославшись на возможность фигуранта скрыться от правосудия, оказать давление на свидетелей, уничтожить доказательства совершения преступления. На следующий день Юрию Пичугину было предъявлено обвинение по двум статьям.

Затем обвиняемый этапирован из Сыктывкара в СИЗО "Лефортово" в Москве.

Адвокат Юрия Пичугина Александр Вершинин подал апелляционную жалобу, в которой указал, что судом неправильно исчислен срок содержания под стражей подозреваемого. Также защитник полагает, что постановление сыктывкарского суда не отвечает ч. 4 ст. 7 УПК РФ: суд оставил без проверки и оценки обоснованность подозрений в причастности Пичугина к совершению преступлений, не привел конкретные факты, на основании которых принял решение об избрании меры пресечения.

Адвокат считает, что уголовное дело в отношении Пичугина возбуждено незаконно, поскольку в постановлении о возбуждении имелись показания засекреченных свидетелей, основанные на сведениях, полученных от граждан умерших к моменту возбуждения уголовного дела. Защитник подверг сомнению и законность самого задержания: следователь не сообщил об аресте близким родственникам Пичугина и адвокату. Основываясь на этих доводах, защита настаивала на избрании для Пичугина меры пресечения в виде домашнего ареста.

В ходе рассмотрения жалобы по первому пункту документа Александр Вершинин пояснил: согласно действующему законодательству срок ареста исчисляется с момента избрания судом меры пресечения, а не с момента задержания. Следовательно два месяца истекут 20 апреля, а не 18, поэтому суд должен был утвердить срок содержания под стражей в один месяц и 28 суток.

Следом выяснилось, что постановление о статусе обвиняемого в отношении Пичугина до сих не приобщено к делу. Документ судом исследован не был, поэтому формально он остается подозреваемым.

Единственный процессуальный документ - основание считать Пичугина подозреваемым в совершении преступления, по словам адвоката, - постановление о возбуждении уголовного дела. Вершинин считает, что на основании этого документа невозможно доказать причастность Пичугина к преступлениям. Нет конкретных данных: места, времени, способа совершения преступления, сведений о потерпевших.

- В этом постановлении нет преступления, кроме описания какого-то события, отдаленно напоминающего криминальный роман Марио Пьюзо "Крестный отец" в переводе на русский язык с Дона Корлеоне на Юрия Пичугина. Больше ничего нет: ни конкретики - кто потерпевший по данному преступлению, ни какое собственно преступление совершено, ни какие мотивы, ни кто причастен. К какому преступлению тогда? Я спрашивал следователя в суде первой инстанции, в чем конкретно подозревается Пичугин, в чем состав преступления. Ответа не было, - заявил защитник.

Следующим доводом адвоката о незаконности возбуждения уголовного дела в отношении подзащитного, стала "расплывчатость" свидетельских показаний. По словам защитника, в деле имеются десять протоколов допросов шести свидетелей, данные по которым засекречены. То есть суд первой инстанции не учел требования европейской Конвенции по правам человека, которая предусматривает право обвиняемого возразить свидетелю на любой стадии судебного разбирательства. Кроме того, защитник утверждает, что свидетели рассказывают о событиях происходивших десятилетия назад, когда Пичугина в Сыктывкаре не было.

- Все засекреченные свидетели указывают на некое сообщество, но в любом протоколе допроса нет никаких данных, кроме рассуждений с использованием специфических терминов: "общая касса" - "общак". Те же термины использовались и в деле Ифы-Козлова, - напомнил суду Александр Вершинин. - Постановление о возбуждении уголовного дела в отношении Пичугина — слово в слово плагиат постановления о возбуждении дела в отношении Козлова. У меня такое чувство, что просто у следователя рука не поднялась переписывать. Здравствуй, новое уголовное дело. Опять ОПГ, опять шоу.

Более того, по словам адвоката, Пичугину в момент задержания не предоставили право на защиту, не уведомили близких родственников в целях сохранения тайны следствия. Защитник не присутствовал и во время личного обыска подозреваемого. По словам самого Пичугина, при обыске у него изъяли около 300 тысяч рублей наличными. А при обыске по месту жительства не изъято ничего. Отсюда можно судить: Пичугин к воровскому "общаку" отношения не имеет.

Юрий Пичугин, присутствовавший на прениях "виртуально", выступление защитника полностью поддержал.

- Рассмотрев все предложенные материалы от засекреченных свидетелей, я могу сделать только один вывод: они и занимались той преступной деятельностью, которую мне вменяют. Они пишут, что неоднократно судимы, но рассказывают все со слов покойников. Покойниками они стали не вчера, значит, свидетели об этом знали и два года назад. Почему они эти показания не давали ранее? Они сами, скорее всего, попались на телефонных мошенничествах и иных правонарушениях и начали наговаривать на меня. Им либо нечего сказать, либо им предложили так сказать, - пошел в наступление криминальный авторитет.

Пичугин отметил, что с 2000 года живет в Москве, наведывается в Сыктывкар лишь "проведать больную маму, на кладбище и, иногда, на рыбалку". Знакомства с другими фигурантами дела не отрицал, но характеризовал их как "добропорядочных семьянинов". Также он подчеркнул, что планов скрыться от следствия не было: после изъятия партии оружия 9 августа 2016 года Пичугин побывал в столице Коми, ожидал вызова на допрос и даже отменил отпуск с семьей.

Тем не менее, судья Верховного суда республики Андрей Шевелев апелляционную жалобу оставил без удовлетворения, а постановление сыктывкарского городского суда от 20 февраля 2017 года в отношении Пичугина Юрия изменил только в части срока заключения под стражу - по 17 апреля 2017 года включительно, все остальные части постановления оставил без изменения.

По материалам ИА "Север-Медиа"

7 марта 2017

Право