В Нацбанке жителям Коми посоветовали оформлять полис ОСАГО при свидетелях и с диктофоном

Страховые компании в Коми продолжают навязывать дополнительные услуги при покупке полиса ОСАГО, а при проверок заявляют, что не делают это, или объясняют все техническими сбоями. Поэтому в Национальном банке Коми советуют автовладельцам оформлять полисы при свидетелях, а иногда и записывать беседу со специалистами.

Сложившуюся ситуацию и возможные действия страхующихся описали участники прямой линии, состоявшейся в общественной приемной главы Коми 15 мая.

Почему страховые компании навязывают дополнительные услуги

Страхование - такой же бизнес, как, например, и банковское дело. Тут важна прибыль. А страхование автогражданской ответственности является, по признанию многих участников рынка, убыточным. С апреля были повышены базовые тарифы по ОСАГО, что было сделано для того, чтобы спасти страховщиков от убытков и прекратить практику навязывания дополнительных услуг. В то же время, по словам ведущего специалиста-эксперта отдела защиты прав потребителя управления Роспотребнадзора по Коми Евгения Кузьмина, жители республики продолжают жаловаться на неправомерные действия страховых компаний, звонки и заявления поступают из Троицко-Печорского, Удорского районов, Воркуты и Печоры.

Что не имеют права делать страховые компании при продаже полиса ОСАГО

Страховщики не имеют права требовать от автовладельца при покупке полиса воспользоваться дополнительным продуктом - например, застраховать жизнь, и не имеют права отказать заключить договор, если человек этого не сделает.

Страховая компания обязана применять скидку за безаварийное вождение. КБМ (коэффициент бонус-малус) дает скидку 5 процентов за каждый год безаварийного вождения (до определенного уровня). Часто страховые компании не применяют его, а при проверках заявляют о технических сбоях и недоработках программного обеспечения.

Создание искусственных очередей - тоже нарушение. Например, бывает такое, из пяти специалистов полисы ОСАГО оформляет только один. Причем тратит на каждого посетителя по 40 минут. Начальник отдела по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Нацбанка Коми Владимир Ермакович предположил, что это делается для того, чтобы как можно меньше продать полисов, чтобы потом компания несла меньше рисков и меньше тратила на страховые выплаты.

Страховые компании не могут заключать договор, обязав человека предварительно отправить машину на техосмотр в определенную фирму, которая "сотрудничает" со страховщиком. Или обязательно сделать диагностику двигателя - в Коми были и такие случаи.

Наказание страховых компаний

Привлечь к ответственности можно как должностных лиц, так и всю компанию в целом, но тут есть свои тонкости. Например, очень часто контролирующим органам приходится искать должностное лицо, которое навязывало услуги, доказать факт и привлечь к ответственности. Штраф в таком случае будет небольшой. Как признался начальник юридического отдела Нацбанка Коми Александр Лосев, если бы по закону можно было наказывать юридическое лицо, а не должностное, ситуация бы изменилась - мало кто из страховщиков захочет каждый раз платить по 500 тысяч рублей.

Привлечь к ответственности может и Роспотребнадзор, и ФАС (как это было в Коми), и суд. Но чаще все это не останавливает компании, так как санкции не такие серьезные, чтобы в значительной степени повлиять на их финансовое положение.

Куда жаловаться

Прежде всего следует понять, что если автовладелец уже заключил договор со страховой компанией, выполнив все ее условия, но считает, что страховщик поступил неправильно, разбираться в этом будет суд. Минус такой ситуации - действующий договор с подписью страхователя.

Если же человек столкнулся с навязыванием дополнительных услуг, то он может подать жалобу в Национальный банк Коми (как правило после возбуждения дела страховые компании идут на попятный и заключают договор с клиентом).

Лучше всего приходить в страховую компанию не одному, а вдвоем, чтобы при проверке был свидетель, который сможет подтвердить факт навязывания. Кроме того, можно использовать технические средства. Аудио- и видеозапись без свидетельских показаний - не очень хороший помощник, так как страховая компания или ее работник могут заявить, что голос на записи чужой или это монтаж. В таком случае придется либо проводить экспертизы, либо изымать записи из дела.

Заявление можно также подать в управление Роспотребнадзора по Коми, УФАС, суд.

Какие страховые компании в Коми работают добросовестно

По словам В.Ермаковича, в республике страховые услуги оказывают примерно 50 компаний, включая те, что работают дистанционно. Ни одной добросовестной компании в Коми нет - у всех есть какие-то нарушения. "Вопрос репутации сейчас не стоит. У всех есть уверенность, что никто из клиентов никуда не денется - все обязательно вернуться. Вернутся даже те, кто пострадал от действий страховщиков", — заметил он.

Фото с сайта riarating.ru

По материалам ИА "КомиОнлайн"

15 мая 2015

Общество