Заключение договора ОСАГО через сайт страховщика позволит избежать навязывания излишних услуг

В Коми около пятидесяти компаний, оказывающих страховые услуги, и ни одна, по мнению экспертов, не обходится без нарушений. Навязывание дополнительных услуг, создание искусственных очередей, ссылка на отсутствие необходимых бланков, - на что только не идут представители организаций, чтобы избавить себя от ненужных обязательств. Об этом специалисты заявили сегодня на "прямой линии", посвященной вопросам финансовых, банковских и страховых услуг. "Поймать за руку" недобросовестных сотрудников крайне сложно, поэтому эксперты Национального банка Коми настойчиво рекомендуют потребителям: оформлять полис ОСАГО следует при свидетелях, при этом вооружившись диктофоном или камерой.

Фото Андрея Ретанова

Большинство обращавшихся на "прямую линию" жителей региона жаловались на то, что банки и страховые компании "бессовестно" навязывают ненужные потребителям услуги.

- Для того чтобы ребенку перечислить деньги за летнюю работу в трудовой бригаде, нам необходимо было открыть расчетный счет, - рассказала одна из дозвонившихся, сыктывкарка Ксения. - Я хотела оформить сберкнижку, но в банке мне настойчиво навязывали именно карту, объясняя это тем, что сберегательные книжки - это прошлый век и весь мир уже давно пользуется банковскими карточками.

Следующий дозвонившийся столкнулся с подобной проблемой, только уже в страховой компании: мужчине отказали в оформлении полиса ОСАГО, пока он не застрахует жизнь. Более того, компания отказалась выплачивать ежегодную пятипроцентную скидку за безаварийное вождение, утверждая, что так называемую страховую премию уже отменили. "Законно ли это?", - интересовались звонившие.

- Нет, это не законно, - однозначно и прямо ответил начальник юридического отдела Национального банка Коми Александр Лосев. - Эти действия неправомерны. Ни банк, ни страховая компания не вправе навязывать какие-либо дополнительные услуги или услуги взамен тех, которые хочет получить клиент.

Что касается коэффициента безаварийной езды - ее никто не отменял, и компания обязана предоставлять эту скидку. Кстати, подобное, по словам экспертов, происходит часто и обычно после того, как контролирующие органы связываются с компанией, те обещают разобраться, а затем объясняют инцидент технической ошибкой.

Ведущий специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора Коми Евгений Кузьмин заявил, что около 90 процентов заявлений, которые поступают в отделение, - это жалобы на заключение договоров ОСАГО. По мнению Кузьмина, это, вероятно, связано с тем, что процедура обязательна и страховая компания не вправе отказывать в оформлении полиса ОСАГО. Именно поэтому организации зачастую идут на разного рода хитрости, чтобы не брать на себя обязательства. Одна из уловок - создание искусственных очередей, когда из пяти сотрудников в офисе - оформлением ОСАГО занимается только один, при том, что заключение каждого договора занимает как минимум 40 минут.

Помимо этого, организации ссылаются на отсутствие необходимых бланков или вовсе заявляют, что договор будет заключен только после того, как потребитель приобретет дополнительную услугу. Как рассказал начальник отдела по защите прав потребителей финансовых услуг Национального банка Коми Владимир Ермакович, в Сыктывкаре были случаи, когда сотрудники страховых компаний навязывали клиенту услугу по диагностике аккумулятора.

"Поймать за руку" в таких случаях практически невозможно. Все это - незаконная деятельность, и по каждому факту следует обращаться в контролирующие органы. Правда, для того чтобы привлечь нерадивых сотрудников, необходимы доказательства. Поэтому Ермакович настоятельно порекомендовал заключать договор при свидетелях. Дополнением к свидетельским показаниям станут аудио- и видеозаписи. Для того чтобы максимально избежать сложностей, прежде чем включить диктофон или камеру, следует предупредить об этом сотрудника и четко проговорить место нахождения и фамилии присутствующих.

Результаты возможны только в этом случае. Обращаться с жалобами можно в отдел банковского надзора Национального банка Коми либо оформить письменное заявление с приложением всех соответствующих документов на имя управляющего отделением Сергея Миронова.

Зачастую, после того как сотрудники Нацбанка отправляют запрос в страховую компанию с просьбой дать аргументированный ответ, договор "чудесным образом" сразу заключается, без каких-либо дополнительных условий, навязываемых до этого. Однако следует помнить, что, если договор уже заключен и потребитель поставил свою подпись, вернуть деньги без суда вряд ли получится.

- Я не могу ни одну компанию в Коми выделить в качестве добросовестной. Практически в каждом месте продаж полисов ОСАГО в регионе имеются нарушения, - признал Владимир Ермакович. - Ощущение, что цель всех организаций - продать как можно больше продуктов. Вопрос репутации вообще уже не стоит, особенно у страховых компаний. Такое чувство, что все уверены: клиент никуда не денется. Подобное отношение к потребителю дискредитировало идею страхования. Теперь реабилитироваться компаниям будет сложно, люди сейчас понимают, что отдать деньги страховщику - то же самое, что подарить их, замучаешься потом взыскивать. В страховании должен уже появиться игрок, который будет добросовестно относиться к потребителям.

Кстати, по словам экспертов "прямой линии", при заключении ипотечного договора якобы обязательное оформление страхования жизни запрещено, однако банки умудряются навязывать услугу.

- Конечно, сотрудник банка должен объяснять все возможные риски, но дальше потребитель сам принимает решение. Навязывать что-либо запрещено, у человека должна быть возможность заключить договор без дополнительной услуги, если он так решил, - объяснил начальник юридического отдела Национального банка Коми Александр Лосев.

Следует отметить, что многие проблемы, с которыми обращались звонившие на "прямую линию", были лишь результатом невнимательного изучения договора перед его подписанием. Именно поэтому эксперты посоветовали повышать свою финансовую грамотность, быть более осмотрительными и всегда внимательно изучать подписываемый документ.

В заключение гости "прямой линии" рассказали, что есть еще один легкий способ избежать навязывания дополнительных услуг. Для этого следует прийти за 30 дней до даты заключения договора о страховании, принести копии всех документов, список которых указаны в законе об ОСАГО, оставить заявление и через месяц прийти и подписать договор.

- Если и тогда компания откажет, тогда мы привлечем их к ответственности на основании тех документов, которые человек подавал, - сказал Владимир Ермакович.

Как было озвучено, с 1 июля 2015 года появится возможность заключения договора ОСАГО в электронном виде, непосредственно через сайт страховщика. В этом случае навязать дополнительные услуги будет куда сложнее.

По материалам ИА "Север-Медиа"

15 мая 2015

Общество