Эксперт Ольга Артеменко призвала изменить подход к изучению коми языка

Один из ведущих экспертов проходящей в эти дни в столице Коми международной научной конференции Ольга Артеменко предлагает изменить подход к изучению национальных языков. Ученый выступила за создание школ с преподаванием на родных языках вместо всеобщего изучения национальных языков.

Фото Николая Антоновского

Один из докладов пленарного заседания столице Коми международной научной конференции "Электронная письменность народов Российской Федерации: опыт, проблемы и перспективы" прозвучал на коми языке. О вопросах электронной письменности коми и языковых стандартах рассказал научный сотрудник Центра инновационных языковых технологий республиканской Академии госслужбы и управления Вячеслав Степанов. Выступление коллеги оказало сильное впечатление на зампредседателя Совета Ассамблеи народов России, члена Комиссии по образованию и историческому просвещению Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям, руководителя Центра этнокультурной стратегии образования Федерального института развития образования, член-корреспондента РАЕН Ольгу Артеменко. Эксперт заявила, что коми язык следует изучать несколько иначе, чем это делается в республике сейчас.

- Я знала, что коми язык литературный, я видела произведения на коми языке. Но когда я услышала, что коми язык позволяет делать прекрасные научные доклады, то для меня стало странно, что в Коми нет начальной школы на коми языке. Меня удивляет, почему потеряна школа на национальном языке? - удивилась Ольга Артеменко.

Она рассказала, что за все годы советской власти в России были потеряны только два национальных языка, а преподавание в школах велось с опорой именно на родные языки детей. Эта система, по ее мнению, позволила не только дать качественный русский язык, но и сохранить национальные.

- В советское время школа была обеспечена методическими и учебными материалами на национальных языках. Этот подход и есть диалог культур, о котором сейчас так много говорится в Европе, - отметила ученый.

В первую очередь эксперт призвала возродить преподавание в начальной школе на родных языках. В то же время она предостерегла от повального обучения национальным языкам. По ее мнению, важно заинтересовывать детей, прививая им любовь к языкам. Обязательность изучения в современном подходе часто вызывает у неносителей языка отторжение.

- У нас замечательное законодательство. Только почему-то к нему не прикладываются хорошие мозги, чтобы реализовывать в системе образования различные модели преподавания языков с учётом их конституционного статуса и языковой ситуации. Легче всего сказать: "Все обязаны". А нужно использовать вариативность, - заключила Ольга Артеменко.

По материалам ИА "Север-Медиа"

16 марта 2017

Общество