Сказочный балет с эротическим подтекстом в Сыктывкаре вышел без возрастной маркировки

В театре оперы и балета прошла сдача премьерного спектакля "1001 ночь" юбилейного фестиваля "Сыктывкарса тулыс".

Вечер понедельника в Государственном театре оперы и балета прошел под знаком премьеры. Несмотря на то, что труппа сдавала худсовету и специфической театральной публике балет, на сцене в этот вечер побывали и солисты оперы, и хор.

Хор появляется в конце второго действия в образе приговоренных к смерти женщин. Певец Юрий Баянбаев великолепно изобразил Джинна из лампы, который воплотил мечту Алладина об обладании прекрасной Будур.

Главный дирижер театра Азат Максутов в антракте пил крепкий чай с крайне утомленным видом. "Легче отыграть трехактную "Травиату", чем такие экспрессивные два акта", - признался он. По его словам, в напряжении в течение полутора часов приходится держать и публику, и музыкантов, и артистов.

Музыка Амирова, созданная специально для сказочного балета "Тысяча и одна ночь" в 1979-ом, сложна, эмоциональна и разнообразна. В первый же год спектакль был поставлен почти в десятке театров страны. Потом о нем подзабыли. В 2015, как считает постановщик, заслуженный артист России, балетмейстер Виктор Ахундов, балет переживает второе рождение: в течение сезона его снова поставили в пяти театрах. В прошлом году В.Ахундов поставил его в Ижевске. Работой с сыктывкарским балетом маэстро доволен. Дефицит мужского состава типичен для всех провинциальных театров, а северный темперамент вовсе не помешал артистам передать на сцене восточные страсти.

"Вы посмотрите, какой у вас Невольник Роман Бекмухамедов! Да он лучший Невольник - после меня, разумеется!"

Реплику об отсутствии модной и часто необходимой возрастной маркировки балетмейстер шутливо парировал: "Ну мы же их одели", - и заметил, что "детям нравится".

Детям, несомненно, понравится обращение к известным арабским сказкам "Синдбад-мореход", "Волшебная лампа Алладина" и "Али-Баба и сорок разбойников". А вот взрослых, вероятно, больше заинтересует сцена оргии с рабами распутной Шахини (Наталья Супрун), супруг которой Шахрияр (Роман Миронов) в неурочный час отправился с друзьями на охоту. Придя в исступление от неверности жены, Шахрияр закалывает ее, а заодно объявляет врагами весь женский род. Смотреть равнодушно на яростный танец оскорбленного мужа невозможно. Угнетенные восточные женщины в по-русски повязанных платках (из-за недостатка состава невольницам приходится за доли секунды накинуть на открытые наряды новые костюмы и прикрыть мониста платками). Пока они в экспрессивных па пытаются вызвать в шахе и палачах жалость к своей несчастной участи, хор в черном, воздевая руки к небу, изображает плач.

На помощь женщинам является долгожданная хрупкая Шехерезада (Анастасия Маслова). Психологический поединок двух начал - разрушительного мужского и примиряющего женского - сопровождается вокализом восходящей оперной звезды, меццо-сопрано Галины Маликовой. Рука Шахрияра с занесенным над Шехерезадой мечом внезапно останавливается: правитель встретился глазами со сказочницей.

Глаза являются ключевым образом спектакля: неслучайно они приковывают взгляд и на занавесе к постановке, а на протяжении всего действия перекликаются со звездами, то и дело мерцающими на заднике. Кстати, на его месте видеопроецирующий экран, не так давно привезенный из Великобритании. Именно он вместо объемных занавесей создает атмосферу каждой сцены.

Шехерезада заводит первую сказку - о восточной красавице (Елена Быкова) и зловещих птицах Рухх, по-хичхоковски пытающихся заклевать девушку. Спасает ее от хищных пернатых Синдбад (Артем Кудряшов).

В "Волшебной лампе Алладина" оживает все, включая шелк, жемчуг и гигантскую лампу, испускающую таинственный дым. Как и полагается, после того как лампу потерли, из нее появился очаровательный исполнительный Джинн."Али-Баба и сорок разбойников" во главе с Атаманом (Василий Немчинов) устроили комическую пляску, а неуклюжий Али-Баба (Денис Баторов) одолел шайку (из 16-ти вместо сорока разбойников) лишь благодаря опасной игре с Атаманом чаровницы Марджаны (Екатерина Игнатова).

Между сказками Шахрияр то и дело вспоминает, что все женщины - враги, о чем свидетельствуют потоки крови на заднике-экране и хореографические угрозы в адрес сказительницы в сочетании с захватывающими дух высокими поддержками. Но после последней сказки чары Шехерезады подействовали: герои выходят к публике в свадебном белом.

Шахрияр не обманулся: сказочница не только умна и изобретательна, но и верна ему. Вернувшись с охоты, он застает ее в обществе сказочных персонажей.

Любовь торжествует. Занавес.

Премьеру спектакля "Тысяча и одна ночь" можно будет увидеть в дни фестиваля "Сыктывкарса тулыс" с 25 мая по 3 июня.

Фото Ивана Федосеева

По материалам ИА "Комиинформ"

19 мая 2015

Культура