Мошенники Сыктывкара получают персональные данные, ссылаясь на несуществующий закон

В редакцию "Комиинформ" обратился обеспокоенный гражданин с жалобой на непрошеного визитера, который попытался получить его личные данные, мотивируя это проверкой наличия у него договора пенсионного страхования. При этом агент убедительно ссылался на некий закон и демонстрировал "корочку" с гербом и реквизитами государственного учреждения. Как пояснили в Отделении Пенсионного фонда России по Коми, это явный факт мошенничества, поскольку настоящие сотрудники никогда не хотят по квартирам граждан. По данным фонда, в Сыктывкаре и других городах республики периодически возникают периоды активизации нечистых на руку агентов негосударственных фондов. Последняя такая "волна" была зафиксирована в марте.

Тогда по квартирам ходили граждане, представляющиеся сотрудниками "Центра содействия государственным реформам" и даже предъявляли соответствующие удостоверения. В случае с обратившимся в редакцию молодым человеком действовала в целом та же схема, за исключением того, что незваный гость не представился вовсе, а лишь продемонстрировал "документ", вероятно, с целью создания ложного впечатления об отношении к государственным структурам.

Агенты НПФ предлагают заключить договор об обязательном пенсионном страховании с одним из негосударственных пенсионных фондов. При этом визитеры могут утверждать, что его заключение - это обязанность граждан. Тогда как на самом деле заключение договора между НПФ и гражданином обязательным не является и происходит по желанию, об этом сообщает Отделение Пенсионного фонда России по Республике Коми.

Некоторые из агентов и вовсе не утруждают себя уговорами, под различными предлогами они получают персональные данные, после чего самостоятельно оформляют договор. С бдительным сыктывкарцем этот вариант не сработал, предоставить документы он отказался.

Позднее навестившего его агента удалось найти в социальных сетях. Молодой человек оказался членом так называемой "Группы агентов ОПС", которая обещает заработок на уровне 15 000 рублей ежедневно после каждого подтвержденного договора ОПС, при этом компанией даже предусмотрена система смс-информирования агентов о вознаграждении. Гарантирует группа и стопроцентное прохождение договоров в системе, а также предлагает своим партнерам приложение, которое сокращает время на заключение договора до двух минут.

С использованием таких "электронных помощников" очень часто действует схема "проверки документов по базе". Агент сообщает человеку, что только "пробьет" данные по системе, вводит их в свой телефон и уже в этот момент получает все необходимое для заключения договора, остальное - дело техники.

Стопроцентное прохождение, в свою очередь, подразумевает подтверждение клиентом факта заключения договора при совершении ему звонка. Звонок располагает еще и возможностью “доработки” договора при недозвонах или последующем отказе.

"На самом деле это означает методичный и многократный обзвон с одними и теми же вопросами: "Заключали или нет?", "Почему отказываетесь?" и "работу с возражениями". Отделаться от звонящих практически невозможно, аргументы, отказы и даже ваши сообщения о мошенничестве игнорируются, через несколько дней весь этот диалог повторяется снова. Мои попытки откреститься от договора заняли несколько месяцев еженедельных переговоров", - поделилась опытом жертва мошенников из Сыктывкара.

"Комиинформ" публикует самые распространенные методики обмана в сфере пенсионного страхования.

Первый способ, с которым и столкнулись собеседники агентства, заключается в том, что агенты негосударственного пенсионного фонда приходят к вам домой или на работу. Апеллируя к несуществующим положениям законодательства, либо сообщая о несостоятельности тех фондов, в которые человек перевел свои накопления ранее, они призывают немедленно "спасать" пенсионные накопления - иначе они якобы "сгорят", пострадают от инфляции или вовсе будут разворованы.

Второй способ также весьма распространен, в магазинах при оформлении кредита на покупку технику покупателя вынуждают перевести пенсионные накопления. Аргументируют по-разному, например, говорят, что без этого не удастся быстро оформить кредит.

Нередки и случаи, когда люди вообще ничего не подписывали и узнавали о переходе постфактум. Так происходит, когда копии ваших документов, использованные для оформления кредита, попадают в руки мошенников или недобросовестных банковских служащих. Они подделывают необходимые для перевода средств бумаги и даже личную подпись.

С такой ситуацией столкнулся в свое время житель Эжвинского района, когда оформлял страховку на автомобиль.

"Лишь спустя два года я обнаружил, что мои накопления принадлежат совершенно другому негосударственному фонду - фонду страховой компании, а не тому, куда я обращался сознательно. Каким-то образом этот переход произошел без всякого моего участия", - рассказал мужчина.

Еще один возможный сценарий мошенничества происходит также при оформлении кредита, страховки или иной услуги, требующей подписи потребителя. Мошенники просто дают на подпись не весь договор о переводе пенсионных накоплений, а лишь его вторую страницу. При этом она спрятана в ворохе других бумаг и на ней не проставлена дата. После подписания необходимой страницы, она просто подкладывается к договору пенсионного страхования.

Четвертый способ распространен больше в центральной части России, где соискатели рабочих мест нередко обращаются в кадровые агентства за помощью в трудоустройстве. Мошенники работают по двум схемам: в первом случае соискатель подписывает договор, опять же незаметно подложенный в кипу бумаг, во втором случае ему гарантируют приём на работу лишь в случае перевода пенсионных накоплений в нужный НПФ. Как правило, ни в одном, ни в другом случае работу человек не получает.

Коми отделение пенсионного фонда России призывает жителей республики быть внимательными и не предоставлять неизвестным лицам свои личные данные: фамилию, имя, отчество, данные паспорта и СНИЛСа. Информацию же о негосударственных пенсионных фондах, имеющих право на управление средствами пенсионных накоплений, можно получить в территориальных органах ПФР, а также на сайте в разделе "Инвестирование средств пенсионных накоплений". Отслеживать состояние пенсионного счета и определить принадлежность к тому или иному фонду можно при обращении в региональное отделение пенсионного фонда и на портале государственных услуг.

Стоит учитывать и то, что пенсионные накопления передаются в другой НПФ не ранее 31 марта года следующего за годом заключения договора, это время можно использовать, чтобы аннулировать договор с мошенниками или перейти к другому страховщику.

"Комиинформ", в свою очередь, составил ряд несложных рекомендаций, которые способны обезопасить от мошеннических действий.

Если в дверь вашей квартиры постучались агенты НПФ, не спешите подписывать договор сразу. Возьмите паузу и уточните всю интересующую вас информацию об этом фонде. Так, стоит обратить внимание на следующие аспекты: как долго фонд работает на рынке, кто его учредитель, сколько клиентов уже имеет фонд и есть ли у него опыт реальной выплаты негосударственных пенсий. Еще один важный фактор, который следует учитывать - это рейтинг присвоенный фонду ведущим российским рейтинговым агентством "Эксперт РА". Дополнительно можно задаться вопросом, есть ли в вашем городе офисы этого НПФ.

Всегда должны вызывать подозрения и рассказы о слишком высокой доходности Негосударственного фонда, цифра более 7-10 процентов - это еще один повод для сомнений и последующей проверки.

Помимо этого, в любых ситуациях внимательно читайте всё, что собираетесь подписать. А если одним из условий предоставления вам кредита или любой другой услуги является перевод средств пенсионных накоплений, обратитесь в другую организацию или найдите более добросовестного менеджера.

В том случае, когда ваши пенсионные накопления уже переведены в НПФ, но вы при этом уверены, что перевод совершен неправомерно либо вас ввели в заблуждение, вам необходимо незамедлительно обратиться в отделение ПФР по месту жительства или фактического пребывания. Специалисты государственного фонда разъяснят ваши права по управлению пенсионными накоплениями, в том числе по переводу пенсионных средств обратно в ПФР или НПФ по вашему выбору.

Также можно обратиться с претензией в сам НПФ.Негосударственный фонд обязан будет вас проинформировать, на основании чего ваши пенсионные накопления были к нему, предоставить копии документов. Фонд в обязательном порядке должен располагать оригиналом договора с вами о переводе средств пенсионных накоплений.

Помимо этого можно написать жалобу на НПФ через онлайн приемную, по почте простым письмом (на адрес 119991, г. Москва, ул. Шаболовка, д. 4), или позвонив на "горячую линию" ПФР по телефону 8 800 510-55-55.

Также за гражданами остается право обратиться в правоохранительные органы.

Фото из архива ИА "Комиинформ"

По материалам ИА "Комиинформ"

24 апреля 2017

Политика