Нина Шмарова: "Критиков всерьез не воспринимаю"

19 мая на телеканале "Юрган" состоялся первый день открытых дверей. Телевизионщики принимали у себя школьников, которым открыли все секреты современного телевизионного производства - от съемок и монтажа программ до их размещения в эфире. Об акции телеканала газете "Республика" рассказала генеральный директор "Юргана" Нина Шмарова.

- Как вам пришла идея проводить экскурсии?

- Это своеобразная промо-акция, возможность стать ближе к нашим телезрителям. Одно дело, когда зрители видят наших ведущих и корреспондентов на экране, и совсем другое - если они пообщаются вживую, сфотографируются с ними. Мы показали гостям, как выглядит наше "закулисье", - формирование сетки вещания, процесс съемок и монтажа телепередач, их размещение в эфире.

Идею подали нам сами зрители - часто напрашивались в гости посмотреть что да как. Но устраивать экскурсии для одного-двух человек сложно. Для каждого посещения надо выбрать время, чтобы были свободны съемочные павильоны - нельзя же врываться в момент съемок передачи. Вот и решили формировать группы заранее, подбирать удобное для всех время, чтобы не мешать рабочему процессу.

Во вторник у нас были школьники. Вы бы видели, как у них глаза горели! Как они радовались, когда встречали ведущих: "Ой, а я вас по телевизору видел!"

Но мы не ограничиваемся одной возрастной категорией, ждем всех, кому интересен телеканал "Юрган". Собственно, и при формировании сетки вещания мы не ориентируемся на какую-либо одну возрастную категорию, стараемся быть интересными и молодежи, и детям, и взрослым. Так что побывать у нас может любой желающий, достаточно записаться на экскурсию по телефонам в Сыктывкаре 46-90-42 или 46-90-33. Как только наберется группа - добро пожаловать!

- Звезды "Юргана" готовы давать автографы?

- А почему нет? Наши тележурналисты и ведущие - люди публичные, без комплексов, привыкли общаться, поэтому радушно встречают гостей. Люди комплексующие, "зажатые" на телевидении долго не работают.

Несмотря на сегодняшнее обилие информации, многие до сих пор плохо представляют себе, насколько сложна работа на телевидении. У нас проводятся кастинги, подбираем ведущих. Очень много желающих - в последний раз пришли сорок человек. Но многие из них относятся к этой работе несерьезно: я, мол, хорошо выгляжу, а уж текст прочитать сумею. Садится перед камерой: на экране - ну никакой, куда только все обаяние делось. И двух слов связать не может.

Даже в отдельных проектах, рассчитанных на непрофессиональных ведущих, до выхода в эфир человек проходит серьезную тренировку. Несколько лет назад в канун 8 Марта у нас был проект, в котором женщины могли попробовать себя в роли ведущих прогноза погоды. Согласитесь, кажется, что ничего сложного - несколько минут на экране. Но без трактов, конечно, не обошлось.

- Чем еще будете хвастаться?

- Я бы не стала употреблять слово "хвастаться", хотя нам действительно есть чем гордиться. Сегодня "Юрган" - один из самых динамично развивающихся телевизионных каналов страны. Это единственная в Коми региональная телекомпания, формирующая ежедневно двадцать часов собственного эфира. Все остальные студии размещают свои программы только в тех эфирных отрезках, в которых им разрешает их сетевой партнер, как правило, московский телеканал. "Юрган" же с 2012 года на собственном программировании. Теперь мы не зависим от сетевых партнеров, каждый день по двадцать часов эфира формируем сами, без оглядки на Москву.

"Юрган" активно развивается. Спасибо главе республики Вячеславу Гайзеру, благодаря его поддержке мы провели техническое перевооружение: оснастили новый павильон в 300 квадратных метров, современный аппаратно-студийный комплекс, позволяющий вещать в самом высоком качестве и формате 16:9.

Наш канал производит более сорока собственных проектов: информационных, интерактивных, молодежных, детских. А еще дублирует на коми языке мультипликационные и художественные фильмы.

- Дубляж мультфильмов и фильмов в свое время вызвал жаркие споры: мол, стоит ли менять озвучку классических, уже разошедшихся на цитаты произведений?

- Нас часто благодарят те, кто получает возможность смотреть знакомые фильмы на родном языке. Мы переводим мультипликационные и художественные фильмы на коми язык с 2012 года, и они действительно интересны телезрителям. К нам даже обращались сотрудники вузов республики, детских садов и школ, просили предоставить им эти фильмы на дисках для обучения. К сожалению, мы не можем этого сделать в силу лицензионных соглашений с правообладателями.

Кстати, сама идея дублирования нас привлекла именно своей эпатажностью: нетрадиционный подход привлекает внимание зрителей к этим работам, соответственно, растет и интерес к коми языку.

Я, к сожалению, коми язык не знаю, но дублированные нашим каналом фильмы смотрю с удовольствием. Это не какая-то любительщина, а профессиональная работа: для озвучивания ролей мы приглашаем артистов театров.

Да и вообще, переводят же американские, французские фильмы на русский язык. И никого это не смущает, никто не говорит: "А что же герои не на родном французском разговаривают?"

Негативные отзывы о нашем дублировании я встречала только в интернете - в комментариях к новостям информагентств, но, знаете, у меня такое ощущение, что на этих сайтах есть пять человек, которые изливают негатив по любому поводу. Они готовы критиковать все, даже самые конструктивные начинания. Видимо, характер у людей такой, поэтому вряд ли стоит воспринимать их критику всерьез.

- Раз уж речь зашла об этом, то критике подвергается и ваша общественная работа. В Общественной палате Коми вы возглавляете комиссию по дорогам. Состояние дорог в Коми оставляет желать лучшего почти повсеместно. Какой вклад в изменение ситуации могут внести общественники?

- Вот по этому поводу, к слову, меня активно критиковали в тех же комментариях к новостным лентам. Мягко говоря, указывали на мою некомпетентность в дорожных вопросах. А общественнику не надо быть суперкомпетентным, чтобы увидеть, что асфальт весь в ямах или автобусная остановка разваливается. Да, сами мы дороги не отремонтируем, и у нас нет рычагов воздействия, которые можно было бы использовать, чтобы в приказном порядке заставить привести дороги в порядок. Но мы можем указать на проблему и потребовать ее решения, что члены Общественной палаты и делают.

С 19 мая в республике началось освидетельствование ремонта действующей сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, произведенного в 2008-2014 годах. В этом освидетельствовании будут участвовать общественники, и я в том числе. Посмотрим, качественно ли проведен ремонт, если некачественно - выясним почему.

Что уж скрывать, это иной компетентный специалист может "договориться" с ремонтниками и "не заметить" откровенные нарушения. А общественнику глаза не закроешь, он ведь тоже по этим дорогам ездит, тоже в эти ямы попадает.

- Есть ли реальные результаты вашей работы?

- Комиссия по дорогам в Общественной палате была создана в декабре прошлого года. Мы много раз выезжали с совместными инспекциями, с ГИБДД и дорожным агентством на определенные участки дорог. Так вот, узнавая о нашем приезде, дорожники расчищали снег как положено, приводили трассу в нормативный вид. И таких примеров было много. В целом же за четыре месяца этого года смертность на дорогах в Коми снизилась на шестьдесят процентов по сравнению с прошлым годом. Наверняка кто-то скажет, что в этом заслуга не только общественников. Но если наша работа спасла хоть одну человеческую жизнь - это уже результат.

В пятницу в Сыктывкаре произошла жуткая трагедия - на пешеходном переходе сбили двух детей. Мне позвонили женщины, со слезами рассказывали, как опасен этот перекресток, а ведь рядом школа, просили помочь. Если можно что-то сделать, я сделаю все возможное - от Общественной палаты обращусь к руководству ГИБДД города, к руководителю администрации Сыктывкара.

Я подумала, если люди звонят с такими просьбами, обращаются, когда речь идет о жизнях детей, значит, доверяют, значит, работа не напрасна.

Я не против критики, но хочу, чтобы она была конструктивной, чтобы люди указывали на недостатки, предлагали пути решения проблем. Конечно, проще сидеть и ныть: "Все плохо!" Знаете, перед Днем Победы я поздравляла ветеранов. И ни один из них не сказал, что плохо живет, что в стране кризис. А им куда как несладко пришлось - в войну так тяжко было, что даже крапивы не всем хватало, торф ели. У одной бабушки ног нет. Вы думаете, ей легко живется? Проблем у нее нет? Но она не жалуется, только смеется над своими бедами. Вот на кого надо равняться. Если они после войны страну из руин подняли, то неужели же мы нормальные дороги сделать не сумеем?

- Вы принимали участие еще в одном нашумевшем проекте Общественной палаты - "Цена под контролем". Общественники регулярно фиксировали цены в продуктовых магазинах. Недавно было объявлено, что проект завершен. Удовлетворены ли вы его итогами?

- В целом нет. В тот период, когда цены росли как на дрожжах, мы ходили по магазинам, убеждали предпринимателей снизить аппетиты. Да, удалось договориться о заморозке цен на некоторые продукты, но этого явно недостаточно. Я считаю, что правительство России должно регулировать цены на некоторые продукты питания, точно так же как регулируются цены на жизненно важные лекарства. Никто не просит регулировать цены на семгу или мраморную говядину - не ели их и дальше без них проживем. Но ведь минтай, хек, треска всегда были доступны по цене - а сейчас? Почему нельзя регулировать цены на яйца, молоко, хлеб? Я считаю, не только можно, но и нужно, жизненно необходимо. Жаль, что наши законодатели этого не понимают, они, наверное, никогда не голодали, не "растягивали" последние копейки до зарплаты.

Есть в наших магазинах так называемые продукты по социальным ценам. Сколько раз уговаривала предпринимателей: "Сделайте отдельную полку для таких продуктов". Пожилые люди плохо видят, как они будут разыскивать, в каком углу огромного торгового зала это молоко по социальной цене выставили? А на отдельной полке все продукты подешевле были бы на виду.

Опять-таки критики заявляли, что в условиях рыночной экономики общественники ничего с ценами не сделают. Возможно, в чем-то наша борьба с ценами напоминала сражение с ветряными мельницами. Но мы хотя бы привлекали внимание к этой проблеме. Могли бы, конечно, ничего не делать, но я не считаю правильным оставаться в стороне от проблем, которые действительно волнуют людей. Все равно надо пытаться изменить ситуацию, даже если шансов на успех мало. Говорят же, что вода камень точит, а под лежачий камень - не течет.

По материалам ИА "Комиинформ"

21 мая 2015

Общество