СГУ имени Питирима Сорокина включен в общенациональный проект по модернизации педагогического образования

Сыктывкарский вуз активно включился в реализацию пилотного проекта - в университете запущен эксперимент, участниками которого стали 54 студента. Соответствующий договор о сотрудничестве был подписан в декабре прошлого года с главным федеральным оператором программы - Московским городским психолого-педагогическим университетом. Сегодня, 21 апреля, в СГУ имени Питирима Сорокина прибыл известный российский ученый, доктор психологических наук Виктор Гуружапов, который рассказал первой рабочей группе о том, почему в современной подготовке педагогических кадров требуется принципиально иной подход.

Фото Юрия Кабанцева

- Перед университетом большая и ответственная задача - мы вошли в список российских экспертов, разработчиков новых модулей образовательных программ бакалавриата и магистратуры, - отметила проректор по программам развития и инновационной деятельности СГУ им. Питирима Сорокина Наталья Михальченкова.

Она сообщила, что в рамках программы будет осуществлена апробация нового содержания программ прикладного и академического бакалавриата, а также педагогической и исследовательской магистратуры. Также, по словам проректора, по договору, заключенному с Московским городским психолого-педагогическим университетом, помимо внедрения новых модулей, университет займется разработкой предложений и рекомендаций по усовершенствованию уже готовых модулей программы, расширению возможностей практико-ориентированной подготовки педагогических кадров.

География проекта довольно широкая - 35 вузов страны уже подключились к его реализации. Запущена работа, связанная с разработкой примерных образовательных программ - современные вузы будут перестраивать свои подходы.

- Современные федеральные стандарты предъявляют довольно высокие требования к работникам сферы образования, - сказал в своем обращении к вузам России заместитель министра образования России Александр Климов. - Новации должны дойти до каждого вуза, который готовит педагогов.

СГУ имени Питирима Сорокина не остался в стороне. Первопроходцем в реализации программы стал Институт психологии и педагогики при СГУ. Участники рабочей группы по исполнению проекта, работающие по направлению психолого-педагогического образования, уже побывали на повышении квалификации в МГППУ. По словам директора института Вячеслава Антонова в мае закончится первый этап эксперимента, в котором участвовали 54 студента.

- Сначала ребята испугались того, что станут участниками эксперимента, но сейчас они только позитивно оценивают его результаты, - рассказал Антонов. - Основное преимущество - в усилении практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата. Сразу после получения теоретического материала предусмотрена практика. Это позволяет студенту довольно быстро адаптироваться в профессии.

Обсудить пути совершенствования методологических и педагогических подходов в подготовке будущих педагогов приехал заведующий кафедрой педагогической психологии факультета психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета Виктор Гуружапов. Перед началом семинара известный российский ученый рассказал, почему подобная модернизация сейчас как никогда необходима.

Обращаясь к коллегам, профессор заметил, что современную систему педагогического образования постоянно обсуждают и даже осуждают, причем не только бытовом уровне, но и на уровне экспертов.

- Есть в нашей стране традиция - во всем винить власть и министерство. Многие считают, что наше правительство разрушает качественную систему образования, - начал Гуружапов, имея в виду переход вузов со специалитета на бакалавриат. - Модернизация педагогического образования — не есть злой умысел министерства. Это своевременно для нашей страны, и есть ряд обстоятельств, которые вынуждают это сделать.

Одним из таких обстоятельств профессор назвал изменения, произошедшие в России за последние 10-15 лет.

- Я не понимаю тех людей, которые забывают, что дети сейчас совершенно другие и образование обязано подстроиться под новые условия, - продолжил Гуружапов.

Ученый вспомнил 1940-50 годы, когда в стране наблюдался научно-технологический прогресс, когда Советский Союз добился "первенства в космосе". По мнению Гуружапова, успехи Советского Союза в космосе были обеспечены как раз системой образования.

- Одни поколения более активные, другие более способные, их нельзя сравнивать. Многие педагоги отмечают, что поколения выпускников периода 40-50-х годов были на редкость способными и активными, - сказал профессор.- По моим личным наблюдениям, несмотря на все условности нашей страны, сейчас у нас начался новый поколенческий подъем. Растет интересное поколение молодых людей, хорошо владеющих иностранными языками, ставящих перед собой большие задачи и четко определяющих свое место в строительстве будущего страны.

Аргументируя свое мнение, Виктор Гуружапов рассказал, как однажды в московской кофейне он стал невольным свидетелем беседы юноши и девушки лет двадцати.

- Ну о чем могут беседовать молодые юноша и девушка в кофейне, как вы думаете? - спросил аудиторию профессор. - Вы не поверите: о будущем России. Они оценивали положительную и отрицательную роль санкций, продемонстрировав при этом удивительную информированность, в том числе и знание зарубежных источников. Это и есть новые реалии и так называемый "феномен современного ребенка", который психологам еще предстоит изучить.

Гуружапов добавил, что многие иностранные источники "рисуют Россию вовсе не такой плохой": по ряду зарубежных, в частности американских экспертных оценок, при сохранении нынешних условий Россию ждет невероятный подъем.

Далее Гуружапов перешел непосредственно к обсуждению модели "Психолого-педагогическое образование" на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего и начального общего образования.

По материалам ИА "Север-Медиа"

21 апреля 2015

Общество