"Тайна детских гробов" в Диюре имеет разгадку

В ижемском селе Диюр местный житель в своем гараже обнаружил необычные детские захоронения — колоды, выдолбленные из цельного куска дерева. "Некоторые краеведы поспешили заявить, что захоронения подобного рода характерны лишь для старообрядцев, которых в Ижме якобы не было. Возникла загадка: какие же пришельцы оставили в северной земле этот мрачный след? Но должен разочаровать любителей тайн — тот тип захоронений, что найден в Диюре, присущ всем финно-угорским народам", написал на страницах "Трибуны" историк Александр Панюков.

По словам историка Александра Панюкова, тип захоронений, найденный в Диюре, присущ всем финно-угорским народам.

Александр Панюков, историк:

- Гроб для усопшего нередко делали из цельной колоды, обычно из толстой осиновой чурки. Верхнюю часть чурки снимали и оставляли для крышки гроба. В домовину стелили солому, а в изголовье клали кудель. На кладбище гроб, как правило, оборачивали берестой, а порой ею же обертывали и покойного.

В 1985 году в Корткеросе начали рыть котлован для строительства Дома культуры. И тут тоже наткнулись на старые захоронения. Гробы были сплошь выдолблены из осины и завернуты в бересту. Их стали вывозить на свалку. Я лично ходил по этому поводу в райком партии — высказывал возмущение. Впрочем, возмущались тогда многие жители райцентра.

Что касается места захоронения, то и тут нет особой тайны: младенцев, особенно родившихся мертвыми, часто хоронили во дворе под черемухой или в голбце — подле лаза, ведущего в подпол. Здесь же хоронили незаконнорожденных детей. Помню случай, когда моя мама от тяжелой работы упала и родила мертвого ребенка. Похоронили его также в голбце.

Кстати, уходя в дальний и опасный путь, например, на работу в уральские заводы, многие коми брали с собой землю из голбца в качестве оберега.Были на Ижемской земле и староверы. Ведь многие переселенцы в Ижму пришли из Удорского района, а там дониконианская вера была распространена.

Один из знаменитых староверов — Киприан — жил в Мохче. Этот последователь протопопа Аввакума был выслан властями на Север, но сумел сбежать и добрался до Мохчи. Однако у московской власти уже тогда были длинные руки: посланцы царя схватили Киприана и обезглавили при въезде в Мохчу.

Хорошо помнили когда-то о староверах и в ижемской деревне Ласта, где в начале 90-х годов прошлого века мне рассказывали о местных последователях "неистового Аввакума".

По материалам ИА "Север-Медиа"

24 мая 2015

Общество