Участница "Мы рядом" Мария Кочедыкова: "Ты встаешь на правильный путь развития, только выбравшись из четырех стен"

Только выбираясь из четырех стен, человек с инвалидностью встает на совершенно иной, правильный путь развития. Такую мысль выразила в интервью "Комиинформу" новая участница проекта "Мы рядом", 27-летняя сыктывкарка Мария Кочедыкова.

С рождения девушка не видит. Но она настолько активна и постоянно чем-то увлечена, что ее образу жизни может позавидовать любой здоровый, но ленивый и ничем не интересующийся человек.

Маша - прекрасный пример того, как, невзирая на невероятные сложности, можно заниматься всем, чем хочется. Сегодня она - историк-аспирант, актриса театра незрячих и радиоведущая на федеральной станции.

- Маша, до скольки лет ты сидела дома?

- В детский сад пошла в пять лет. Это был сыктывкарский детский сад-школа №8. Там я была единственным незрячим ребенком. Воспитатели не знали, как со мной обращаться. Даже не то что не знали. Скажу так: есть ситуации, когда человек не знает как, но стремится, хочет научиться и делает. А есть, когда человек не знает как, и особого желания вникать в новое у него нет. Очень печально, но в моем садике был второй случай. Так я училась там до третьего класса. Потом меня забрали на домашнее обучение, чему я была очень рада.

- Чему так радовалась?

- Были сложности с педагогами, которые не проявляли особого желания "возиться" со мной. Основные проблемы возникали из-за этого. Я была счастлива, когда заболевала и оставалась дома. Ну, и в том классе настоящих друзей не было...

- Из-за чего не складывались взаимоотношения со сверстниками, Маша?

- Я столкнулась с этим же уже во взрослой жизни и слышала такие же истории от незрячих людей. Почти все знакомые рассказывают, что когда их отдавали в интернат, там была негласная система: более зрячие и те, у кого лучше подгляд (остаточное зрение - ред.), гнобили совсем незрячих, издевались. Это как в армии. То есть и тут есть такого рода "дедовщина". Меня постоянно хотели забрать в эту атмосферу интерната, но мама не дала.

- Кто настаивал на таком исходе?

- Всяческие комиссии. Мама меня отстояла, и я осталась на домашнем обучении. Так я перешла в сыктывкарскую школу №4, и уже там у меня появились первые настоящие друзья, первая настоящая учительница - Мария Ивановна Мишарина. С одноклассниками я дружу до сих пор.

- Ты была единственная незрячая в школе?

- Да, конечно. Одна во всей школе. Марии Ивановне огромное спасибо. Она как-то сумела подготовить класс к моему приходу. Поначалу она просто ходила к нам домой. Потом стала звать на школьные праздники. Попросту вытягивала из четырех стен.

- Как тебя встретили в первый день?

- Очень хорошо. Они создали для меня такую атмосферу в классе, что я смогла расслабиться. Каждый ученик рассказал о себе. Учительница принимала самое непосредственное участие, старалась нас познакомить, подружить. Так постепенно мы стали дружить еще и семьями, вместе отмечать праздники. И до самого 11-го класса. Что мы только не делали, помимо учебы: устраивали конкурсы, концерты, гадали на Рождество...У меня были потрясающие учителя и одноклассники. Педагоги проработали в школе больше 40 лет и вкладывали, действительно вкладывали всю душу в то, что делали.

- По образованию ты историк. Как "занесло" именно в эту область?

- У нас сложились очень хорошие отношения с учителем истории - Маргаритой Константиновной Стрекаловской (к сожалению, ушедшей из жизни в 2008-м году). Она приходила ко мне домой, садилась учить уроки рядом. У нас не было отношений "преподаватель - ученик", жесткой субординации. Мы разговаривали не только об истории. Много о чем. Жизненном.

- Тебе очень везло с педагогами...

- Не то слово. Моя учитель математики, к примеру, ради меня выучила Брайль.

- Каким образом проходили твои уроки? Чисто технически?

- Я много слушала. Еще для меня мама вырезала из картона листы. Эти листы в клеточку, рамочка, прикреплялась к тетрадному листу. И я ручкой писала обычными печатными буквами. Сама проверить написанное не могла. Когда мы стали показывать с мамой Вере Николаевне Лыюровой то, как я пишу и учусь, она сказала: "Вы что, считаете, что я не в состоянии выучить каких-то десять цифр?". И она выучила весь шрифт Брайля, сама печатала и писала мне задания, а позже нашла педагога, которая 40 лет преподавала высшую математику. Сама то я, признаюсь, Брайль выучила не сразу. Примерно с семи лет начала, но бросала.

- Был не нужен?

- До десяти лет у меня был неплохой подгляд, то есть остаточное зрение, которое позволяло читать очень крупный текст. Мама писала тушью эти тексты. Поэтому до Брайля я дошла позже, когда пропал и подгляд. А в 2005-м году я узнала о том, что есть компьютер и программы - "говорилки". Стала осваивать и это, в нашем Обществе слепых. Если бы я не владела компьютером и не читала учебники в "ворде", я бы не поступила в университет в 2009-м году. На историческом факультете, как и филологическом, надо ну очень много читать.

- Ты так много говоришь об образовании. Настолько сильно любишь учиться?

- Очень люблю узнавать новое. Хотя в университет я, честно признаюсь, поступать крайне боялась.

- Причины?

- Наслушалась страшных рассказов о том, как люди на учебе в университете в прямом смысле сходят с ума. Пресытившись знаниями. И эти истории так сильно на меня повлияли, взбудоражили, что я долго не могла принять решение. Но приняла. Больше стал волновать вопрос: вот-вот я закончу школу. Что дальше? Я просто знаю очень многих ребят из Сыктывкара и других городов, ребят с инвалидностью, кто так и сидит дома после школы, нигде себя не применяя.

- Много таких по твоим оценкам? И почему так происходит?

- Очень многие дома сидят. Не только в Сыктывкаре, но и России и по всему постсоветскому пространству. Есть, кто сидит после школы дома. Есть, кто окончил вуз с красным дипломом - и та же история.

- Проблема в безбарьерной среде?

- Никак нет! Проблема - только в желании человека. То есть его отсутствии - желания. Понимаешь, даже если у человека не сложилось с трудоустройством, занять себя можно и в общественной деятельности. Главное делать что-то. Искать себя. Есть у меня и позитивные примеры, когда люди, которые даже не могут найти работу, но все равно хватаются за все. Главное - владеть компьютером, найти подработки в интернете - можно. Тут уже не важно, по специальности или нет.

- Кем работают твои друзья с инвалидностью?

- Копирайтерами, переводчиками, пишут статьи для разных сайтов, дают уроки по скайпу, преобразовывают аудио в текст...да любую работу они делают. К сожалению, больше таких, которые сядут, лягут...и больше им ни-че-го не надо. Все зависит от самого человека и его семьи, воспитания, в том числе. Многие люди с инвалидностью сейчас вообще ушли только лишь в виртуальное общение. А оно ведь ненастоящее...

- Поясни, пожалуйста, мысль.

- Тебе с человеком не интересно, ты выключил "скайп", и как будто нет ни тебя, ни того человека. Это как игра. За монитором можно спрятаться как угодно. Можно отключиться. Но, кстати, у нас, среди незрячих, в интернет-сообществе не спрячешься. Мы все друг друга знаем и угадываем запросто, кто есть кто, даже если тот спрячется под чужим ником и фото.

- Как ты попала на исторический факультет в СГУ имени Питирима Сорокина?

- А я вообще поначалу выбирала между филологическим и режиссерским факультетами, но выбрала все же историю. Она всегда меня интересовала. У родителей было много пластинок, слушала исторические оперы. Была долго под впечатлением от Смутного времени. А однажды мне попался документальный фильм по истории России начала 20 века. И этим периодом я "заболела".

- Чем он тебя привлек?

- Переломом. Очень необычное время. Постоянно думала, почему получилась революция. Я стала изучать личности, причастные к ней. Эпоха привлекла меня незаурядными людьми и историями, привлекла биография царской семьи, я "проглатывала" буквально все написанное о Николае II, а потом пошла и назад - стала читать и учить все, что было раньше. Понять, что толкнуло того или иного человека на какие-то масштабные действия, оставившие след в истории практически невозможно. Миллионы историков бьются над этими вопросами, ищут ответы и в этом и интерес. Мы всегда в мыслительном процессе. В 2009-м году я поступила.

- Без проблем?

- Скажем так: это было время очень больших трудов, которые увенчались успехом.

- Далеко от университета живешь?

- 40 минут ходьбы пешком. Добираться до вуза и обратно каждый день помогали соцработники.

- Были ли какие-то особенности твоего обучения?

- Носила с собой диктофон и ноутбук. Я включала запись и параллельно конспектировала лекции на ноутбук. Конечно, за некоторыми преподавателями не успевала, тут спасал диктофон. Хочу подчеркнуть: у каждого преподавателя я брала разрешение на аудиозапись. Можно было положить технику, ничего не сказав, но это путь неправильный. Лекции - это интеллектуальная собственность. Поэтому важно проговорить, что мы не видим и мы записываем. И что дальше диктофона ничего не уйдет.

- Как реагировали преподаватели?

- Никто мне ни разу за все пять лет не запретил. Более того, даже просили потом у меня свои лекции. Многие хотели послушать себя со стороны (улыбается). Кстати, мои родители сейчас говорят, что вместе со мной получили историческое образование. Я ведь прослушивала всё это и не раз.

- Как считаешь, сейчас незрячим проще учиться, чем когда училась ты?

- Конечно. Сейчас много разных программ есть на смартфоны. Например, такая, которая тебе не только распознает и отсканирует текст, но его еще и вслух прочитает. Я таким не пользовалась. Было бы желание. Поэтому когда я слышу от людей, что незрячему невозможно поступить и учиться вместе с обычными людьми, я знаю, что это не так. Но таких людей не переубедишь, чаще всего.

- Почему ты так считаешь?

- Кто хочет, найдет возможность, кто не хочет - причину. Здесь я предпочитаю остаться с людьми при своем мнении.

- Чем ты занимаешься сейчас?

- Продолжаю учебу в аспирантуре. Играю в театральной студии для незрячих "Успех". Веду программу на федеральном радио для незрячих "Рансис", одна из ведущих проекта "Зрячее сердце". Мы энтузиасты. Работаем только по желанию. Записываем передачи в свободное время. По поводу дальнейших планов...Я сейчас на распутье: то ли мне преподавать, то ли углубиться в общественную работу, плюс я очень серьезно отношусь к тому, что делаю на радио и мне бы очень хотелось развиваться в эту сторону - в радиожурналистике.

- Есть что-то еще, что бы ты обязательно хотела сказать всем, кто будет читать твое интервью?

- Я хочу им сказать, что искать себя надо. Не представляешь в чем - искать, где только возможно, пробовать обязательно. Важно, чтобы были близкие люди, которые поддержат. Даже если пока не понимаешь - твое это или нет, главное заниматься хоть чем-то полезным. К сожалению, я знаю многих людей с инвалидностью, которые либо не делают ничего, либо "зависли" в компьютере, как будто там и есть настоящая жизнь. Но это не так. Это путь деградации. Важно, когда есть занятие в реальном мире. В противном случае люди становятся другими.

- А какими?

- Они все больше становятся как дети, хоть самим уже по 30 с лишним лет. Социализация не происходит за компьютером. Она происходит только тогда, когда ты куда-то выбираешься и где-то вращаешься.

- Как быть тем, кто сейчас в такой ситуации?

- Начинать с малого. Хотя бы, добраться до библиотеки имени Брайля. Попросить книгу. И все: ты уже не дома, ты уже среди других людей. Ты уже наблюдаешь что-то, чего нет в твоих четырех стенах. Не заинтересовало ничего в первый раз, заинтересует во второй. Или позже. Но только выбравшись, ты уже встаешь на совершенно иной, правильный, путь развития.

Мария Кочедыкова на "Мы рядом"

Фото Антона Пархачева

По материалам ИА "Комиинформ"

3 ноября 2017

Общество