26 декабря 2024 г.
дата обновления БД
9730
компании в базе
44948 посетителей
за ноябрь
16+
В Сыктывкаре в конце прошлой недели прошел масштабный форум "Республика Коми без барьеров". Эксперты в области доступной среды, в том числе и федеральные, помогали заинтересованным в Коми структурам в целом и участникам конференции, в частности, определиться с понятием "Универсальный дизайн" и рассмотреть его в ракурсе создания безбарьерной среды для развития регионального туризма и паломничества.
Одним из экспертов, посетившим в эти дня столицу Коми, стал Сергей Чистый. Дипломированный экономист, работал в Департаменте здравоохранения и социальной защиты Правительства Москвы, где занимался вопросами доступности среды для людей с инвалидностью.
Сегодня - вице-президент базирующегося в Москве фонда "Город без барьеров", единственный из россиян, кто входит в рабочую группы по безбарьерной среде международной сети Eurocities, состоящей из 30 самых компетентных европейских экспертов по этой проблематике в своих странах.
С "Комиинформом" он поделился своим видением, как сделать городскую среду безбарьерной, что для этого нужно и кому этим лучше заниматься.
- Сергей Владимирович, как вы попали в эту область, где сейчас вы один из ведущих экспертов страны?
- Выйдя на пенсию, я решил плотно заняться тем, что не отнимает здоровье, а прибавляет. Поэтому хобби всей жизни, которым я занимался с 1999-го года, стало основным видом деятельности.
- Как это стало вашим хобби. Согласитесь, оно очень специфическое.
- Дело в том, что до экономического факультета я хотел быть архитектором и поступать на архитектурный, но не поступил. Сейчас, возможно, моя мечта седьмого класса сбылась и я приблизился к архитектуре, только с такой необычной и интересной стороны.
- Много людей в этой области без какого-либо специального образования?
- В нашей профессии, к сожалению нет ни архитекторов, ни инженеров. Так получилось, что лучшие люди в области доступной среды какие-то "случайные". Направление работы в целом держится на энтузиастах, которые решили, что это их миссия. Таких очень мало: человек 5-6 на всю страну. А я считаю, что необходим хотя бы один грамотный специалист по доступной среде на 100 тысяч человек населения. И в этом большая проблема.
- Сколько времени существует "Город без барьеров"?
- Фонд создавался в 2012-м году, в активной фазе существует с 13-го года. У нас есть своя определенная "фишка". И сейчас она на гребне волны. Состоит она в том, что мы развиваем градостроительный подход к созданию безбарьерной среды. А именно - говорим о том, что надо начинать что-то делать не со ступеньки вверх, а снизу. Это сразу дает новый взгляд на проблему, позволяет не повторять ошибки, экономит средства и дает понимание того, что нужно делать эти вещи осознанно. Можно много чего адаптировать, а среды не получается. Поэтому мы задумываемся о конкретном финише в работе.
- Москва - положительный пример в этом направлении?
- Это все как раз пришло с печальным опытом работы в Москве. И я в полной мере несу ответственность за не очень хорошие результаты. Но, тем не менее, Москва - лучший город в стране с точки зрения доступности. Однако, считаю, все равно нужно быть немного недовольным, потому что если всем доволен, тогда уже как бы ничего и не нужно. Но это не так.
- Чем конкретно занимается ваш фонд?
- Проектированием объектов. Стараемся брать самые сложные, от которых все отказываются и говорят, что это невозможно. Например, музей Московского Кремля, исторические объекты, которые, считается, из-за конструктивных особенностей невозможно адаптировать для людей с особыми потребностями здоровья.
- Как оценивают европейские коллеги ваш опыт работы?
- Они, посмотрев на наши проекты, практически сразу их реализуют. Мы спрашиваем у них - а как так быстро? Они отвечают: мы по-другому думаем, масштабами десятилетки. А у нас, в России, человек приходит на высокую должность и не знает, будет ли он работать завтра. Отсюда - нет долгосрочного планирования. А тема эта - не "скороспелка". Здесь важен именно последовательный набор шагов даже в большей степени, чем в других сферах. И здесь от горизонта мышления и планирования зависит как стратегия, так и успех создания безбарьерной среды.
- Как вы оказались на форуме в Коми?
- Мы являемся операторами разных грантов, в том числе Фонда президентских грантов, министерства экономического развития, и последовательно работаем над просвещением, созданием учебных программ в этой области в архитектурных вузах и привлечению архитектурной общественности к теме. Потому что, в конце концов, они творят эту историю. Одна из программ, в рамках которой мы, в том числе, и приехали, называется "Создание ресурсных центров по безбарьерной среде".
- В чем идея?
- Мы этой темой занимаемся в стране с 1990-х годов. Нормативная база по доступной среде была создана еще при советской власти. Потом это менялось, но суть оставалась. И проблемы - тоже. Идея нашей программы в том, что необходимо поменять схему управления. Когда мало компетентных людей, надо сосредоточить их в одном месте, обучить, заключить соглашения с местными властями, которые бы давали функции этим квалифицированным специалистам. В создаваемых ресурсных центрах затем необходимо пропускать всю техническую документацию, чтобы контроль за созданием безбарьерной среды сосредоточился в одном месте. Именно созданием, а не переделыванием того, что сделали не так, как нужно.
- Программа работает два года, каковы ее промежуточные итоги?
- Ресурсные центры созданы в десяти городах страны. Это пилотные проекты, в том числе и в Коми. Мы их все поддерживаем и в повседневной работе, и проведением разных мероприятий. Мы передаем людям на местах опыт управления программами в сфере доступной среды, в том числе и европейский. Передаем профессионалам, экспертам в этой области, консолидирующим инвалидное сообщество, а не временно наемным госслужащим.
- О чем вы говорили на форуме в Коми?
- Я им говорил преимущественно о том, что главные ресурсы лежат не в программе "Доступная среда". Есть иллюзия, что можно дать денег и все сразу сделается. Это не так. Если постоянно производить новые барьеры - те же дома с уровнем первого этажа и выходом в полтора метра, то невозможно догнать строительную индустрию. Поэтому если понимать политику в области создания доступной среды как аспект любой работы, любой отрасли, в том числе капитального строительства, то тогда эти задачи решаемы.
Второе - я говорил о том, что нужно иметь определенные предложения к генплану, которые позволят думать в этой области системно и намечать план, который позволит иметь законченный результат. Третье - говорил, что это должен быть не контроль, а совместная работа. В целом, в процессе создания доступной среды попусту "просажено" гораздо больше денег, чем с моей точки зрения является нормативом для того, чтобы наконец стать обученными.
- Успели оценить Коми в плане доступности?
- Везде почти одно и то же. Приезжаешь в город. Тебя подводят к каким-то странным вещам, на лице при этом у тех, кто показывает тот или иной объект - гордость, а у меня не хватает профессиональной чести, чтобы похвалить. А поругать тоже неудобно, все-таки люди такие довольные и не хочется их огорчать. Прежде всего, всегда нужно определяться, чего вы хотите. И мы с этим постарались вашему инвалидному сообществу помочь.
- Какой результат удовлетворит вас после поездки Сыктывкар?
- Соглашение "Академии доступности" Коми ВОИ с местным правительством, которое передаст "Академии" функции контроля за доступной средой на стадии ее формирования: разработки заданий на проектирование, выдачи документов на конкурс и подготовки проектной документации.
Фото Ярославы Пархачёвой
По материалам ИА "Комиинформ"
7 ноября 2017