Министр юстиции Коми Дмитрий Наумов: "Нам хватает критики, но не хватает помощи и добрых советов"

Год назад в региональное министерство юстиции, задачи которого отличаются от федерального Минюста, пришел руководитель из Москвы Дмитрий Наумов. Юриста пригласил в регион глава Коми Сергей Гапликов.

Министерство юстиции - молодой орган и появилось путем объединения органов загс и управления деятельности мировых судей. В интервью "Комиинформу" Д.Наумов рассказал о "цифровых браках", страхе людей перед бесплатной юрпомощью и специфике работы в республике.

- Дмитрий Александрович, прошел год, как Вы приступили к своим обязанностям в регионе. Что успели сделать?

- Хотелось бы выделить основной блок того, что удалось сделать в этом году. И, конечно же, нужно начать с того, что весь этот год прошел под эгидой подготовки к главному событию - началу работы в федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра записи актов гражданского состояния. Промышленная эксплуатация Системы начнется 1 января 2018 года. Новая система представляет собой "облачное" решение, которое будет функционировать в системе центров обработки данных Федеральной налоговой службы и заменит существующие разрозненные региональные системы органов ЗАГС.

Для создания Системы ФНС как оператор закупила и поставила всем органам ЗАГСа программно-аппаратные комплексы. Сотрудников научили работать в новой системе.

Все без исключения органы ЗАГС России переведут записи актов гражданского состояния, составленных с 1 января 1926 г. по 1 апреля 2015 г., в электронную форму.

В Коми с бумажного носителя в электронную форму переведут 3,5 миллиона документов.

Для этого Минюст организовал новые рабочие места, принял на работу сотрудники.

Начало работы в новой информационной системе станет ярким примером совместной работы руководства региона, ФНС, Миниюста Коми и органов местного самоуправления всех уровней.

- В этом году планировалось подписать соглашение с МВД. Что уже сделано?

- Это как раз второй момент, который бы хотелось отметить. В Коми провели большую организационную работу для передачи полномочий от органов местного самоуправления в МВД по составлению протоколов по административным статьям, например, по нарушению тишины.

Это не только моя позиция, но и мнение жителей республики, которое поддерживают правоохранительные органы — заниматься протоколами должны профессионалы — полицейские.

С нашей стороны подготовлены документы, произведены расчеты, и в ближайшее время их передадут в МВД.

- Расскажите о государственном юридическом бюро, которое предоставляет бесплатные юруслуги?

- Это отдельная структура, которая занимается решением насущных проблем малоимущих граждан, инвалидов, ветеранов, сирот. Именно в части юридической помощи. Бюро было создано решением главы Коми на базе Центра правового обеспечения и получило название Центр государственной юридической помощи и правового обеспечения.

Большая проблема состоит в том, что сегодня люди не знают, куда можно обратиться для защиты своих прав.

Руководителю бюро поставили задачу заключить соглашения с каждой организацией, которая обслуживает граждан, подпадающих под действие закона о бесплатной юридической помощи. Это, например, общество инвалидов, слепых, многодетных, Совет ветеранов.

- С какой проблемой столкнулись в этой работе?

- Некоторые организации не хотят заключать соглашение, так как у них есть свои юристы. Но специалисты бюро могут не только консультировать, они представляют интересы граждан в суде.

Мы пытаемся помочь максимальному числу людей, показать эффективность задумки и объяснить, что никакого подвоха здесь нет.

С социальными центрами мы тоже тесно работаем. Но и здесь мы столкнулись с проблемой. Муниципалитеты не идут нам на встречу, так как 90% действий социально незащищенных слоев населения связаны с обжалованием действий властей.

Этот конфликт интересов мы тоже пытаемся исправить. Если человеку по закону положено жилое помещение, значит нужно его предоставлять.

- Как Минюст Коми работал над возрождением вытрезвителей?

- В качестве одной из заслуг министерства можно назвать работу по подбору помещения для вытрезвителя в Сыктывкаре. С баланса Сыктывкара здание сняли и передали в собственность республики, так как на капитальный ремонт требуется большая сумма — минимум 8 млн руб.

Это три основных направления. Конечно, сделано больше. Но именно эти направления — новшество в организации работы министерства.

Также в Коми впервые реализуется собственная государственная программа "Юстиция".

- Какой вывод для себя сделали? На сколько сложно работать в регионе?

- Вывод я сделал только один — абсолютно все, с кем я здесь пересекался, хотят работать и хотят что-то изменить. Но абсолютно всем из них необходимо менять условия работы. Людям нужно просто помочь и где-то подставить плечо, рассказать о поддержке, о том, что ты рядом и готов помочь.

Если ты хочешь что-то сделать в этом северном регионе, то ты должен, помимо обозначения задач и желания что-то сделать, быть рядом, сопровождать. Это отличает республику от Москвы, например.

Люди должны понимать, что это кому-то нужно, и чувствовать поддержку. Тогда все начинает работать и действовать.

А заканчивая отвечать на ваш вопрос, я могу сказать, что в Коми мне работать легко. И в этом заслуга коллектива, который достался мне в наследство. Будь то аппарат мировых судей, будь то органы загс. Это элита наших государственных служащих. Сотрудники загсов всегда отлично выглядят и с улыбкой встречают людей.

Аппарат мировых судей тоже всегда на передовой — сотрудникам приходится общаться с людьми, которые зачастую всем недовольны. Но они профессионально несут свою службу и свою ношу.

Я каждый день иду на работу с удовольствием. Не всегда так было в моей жизни. А все потому, что есть абсолютное доверие своему коллективу, а коллектив доверяет мне.

И что бы не произошло, они всегда могут рассчитывать на мою поддержку, а я на поддержку коллег. Конечно, первое время было тяжело, закрадывались разные мысли в голову, может что-то не так. Но сегодня мы работаем как команда, каждый защищает другого. И никто не ищет виноватого в своих бедах, отвечая за собственную вину.

- Вы ездили по республике? Была ли необходимость? Какова, по вашему мнению, специфика региона?

- В одном из интервью я сказал, что являюсь противником пустых поездок. Но поездки нужны, чтобы собрать информацию о тех проблемах, которые необходимо решать. Главный принцип нашей работы — умение отличать важное от неважного, первоочередное от второстепенного.

Посетив по служебной обязанности Ухту, я зашел на судебные участки и увидел, что там требуется капитальный ремонт. Люди ни слова не сказали и не тревожились, наверно смирились, но это плохо!

Потребность в поездках в любом случае будет. В подчинении министерства — 520 человек, и нужно, чтобы они знали руководителя, а руководитель знал проблемы сотрудников. На позитиве выстраивать работу нельзя. Это мой главный принцип.

Чтобы понимать, как в регионе организована мировая юстиция, работа ЗАГСов, нужно посетить все районы. Где-то приходится подключаться, чтобы главы муниципальных образований помогли, например, обустроить помещение.

- А есть муниципалитета, которые можно поставить в пример другим?

- Сегодня у меня уже есть любимчики. По линии мировых судей - это Сосногорск. Весь аппарат — это дамы, кругом — порядок, чистота и уют. Есть четкое понимание, как и что нужно делать. Честно признаться, это подкупает.

По линии ЗАГСа хочется отметить Воркуту — руководитель отработала на своей должности 27 лет. Я ездил туда, чтобы вручить Ирине Николаевне Матвеевой награду Главы Коми.

В Воркуте, кстати, находится и лучший судебный участок.

- А какие проблемы можете отметить?

- Самая главная проблема — это неимоверно высокая нагрузка на наших мировых судей и несоответствующие этой нагрузке зарплаты. Загруженность - одна из самых высоких по России, и в прошлом году Коми находилась на четвертом месте по стране.

Проблем, на самом деле много. Недавно я побывал в Оренбурге, и там у меня родилась идея, которую я обязательно реализую.

Я хочу инициировать создание такого координационного совещания на федеральном уровне, которое бы объединило руководителей и мировых судей для решения проблем, а также обмена опытом.

К примеру, у нас растет нагрузка на мировых судей, и если они не справлялись с ней уже год назад, то сейчас она выросла еще на 30%. Кто-то должен это проанализировать и подсказать, как выйти из ситуации, с какими программами лучше работать.

И если сделать такую структуру на федеральном уровне, мы могли бы обмениваться опытом и высказывать свои проблемы. Этим предложением на федеральный уровень мы сейчас занимаемся. И если все получится, это станет показателем эффективной работы нашего министерства.

- Дмитрий Александрович, каковы сегодня основные задачи?

- Наши силы сейчас сконцентрированы на подготовке к столетию ЗАГСов. Еженедельно проходят совещания по празднованию столетия. Мы планируем совместно с главой Коми посетить ЗАГС в Емве. 18 декабря планируется торжественный прием у главы республики. Хочется наградить максимальное число людей. 19 декабря состоится концерт для ветеранов.

Главам районов также поручено провести мероприятия, посвященные этому важному событию.

Я выделяю это как одну из главных задач. Готовится к изданию книга, посвященная столетию загсов. Также снимается фильм об органах загс нашей республики.

- А как это было сто лет назад?

- Сто лет назад все записи у нас вели священнослужители. Батюшка крестил, тут же записывал в книгу, выдавал документы. После этого человек уже считался имянареченным. Книга называлась "О рожденных, умерших и брачующихся". Там раздела "развод" просто не могло быть. В те времена люди венчались, и церковь не могла их развести.

В католических странах и сегодня без свидетельства о венчании люди не могут прийти в ЗАГС. В нашей стране венчание не является обязательным — это осознанный выбор супругов.

- В прошлом интервью Вы говорили о помощи главе Сергею Гапликову, вы входите в его команду. О каких изменениях можно сегодня сказать, как оцениваете проделанную работу?

- Как человек, владеющий информацией, я вижу, как много Сергей Анатольевич сделал для республики. То, что не было сделано предыдущим руководителем, и вряд ли сделает преемник.

Кажется, что нужно ценить сделанное для региона главой. Начиная от Арктической зоны, заканчивая внесением финансовых средств в регион, которые помогают его развивать.

Проверьте мне — все, что сегодня делает глава республики, направлено на стратегическое развитие региона.

Глава не преследует личные цели. А руководитель страны, дав ему мандат на возглавление региона, хотел одного — дать республике максимальные возможности.

Сергей Анатольевич понимает, что он несет ответственность, и ни одно его действие не пошло на вред региону.

Во время работы объединенного Минпрома и Минприроды не произошло ничего плохого. Его профессионализм управления, организацию работы в области промышленности от этого не уменьшился.

Пожалуйста, цените то, что сегодня делается, и через несколько лет можно будет увидеть результат и сравнить.

Ставить все под сомнения и жаловаться — это самый простой вариант. Но помочь, поучаствовать, дать совет никто не хочет. Можно критиковать, но вопрос в том, для чего — для развития или просто заявить о себе? Какова цель?

Я оцениваю работу главы только положительно. Может быть люди просто не хотят замечать профессионально обоснованный бюджет, который не содержит пустых трат, привлечение инвестиций и работу с организациями с позиции закона, а не выгоды. Это можно назвать не экспериментом, а эталоном правильной юридической работы по выстраиванию достойной жизни республики.

Нам хватает критики, но не хватает помощи в организации работы. Давайте обсуждать и работать вместе, а не искать соринку в глазу другого. Каждый из нас понимает свои ошибки. Но правила - хочешь сделать мир лучше, начни с себя — никто не отменял. Слишком много проблем, которые сегодня требует решения. Нет времени на мелочи.

Фото: Юлии Николаевой

По материалам ИА "Комиинформ"

16 ноября 2017

Политика