9 января 2025 г.
дата обновления БД
9737
компании в базе
44948 посетителей
за ноябрь
16+
По делу экс-председателя Избиркома республики Елены Шабаршиной допросили бывшего и нынешнего руководителей партии КПРФ.
16 ноября свои показания дал пенсионер, в 2009-2014 годах первый секретарь КПРФ Вячеслав Шулепов.
Как выяснилось в суде, он был очень близко знаком с фигурантом "дела Гайзера", бывшим заместителем главы Коми Алексеем Черновым. По словам Шулепова, Чернов регулировал политические отношения в регионе, поэтому с ним приходилось взаимодействовать плотно, в частности, согласовывать митинги.
По мнению Шулепова, Чернов мог иметь отношение к выборам, интересовался, как партия к ним готовится, просил вести себя культурно, не мешать выборам, меньше обращаться в суд и прокуратуру.
"Обещал хороший процент на выборах, но это были только обещания", - заверил Шулепов.
В 2011 году между Шулеповым и Черновым произошел серьезный конфликт. КПРФ была не согласна с результатами выборов в Госдуму, готовили иск в суд. Кандидатом от КПРФ выступал сам Шулепов.
Чернов, по словам свидетеля, отговаривал его, а когда тот не согласился, началась "война". В СМИ вышел ряд публикаций, очерняющих репутацию Шулепова. За это лидер коммунистов потребовал в суде возмещение морального вреда и выиграл дело.
Партийцы все-таки обратились в суд: копии протоколов, которые они получили по результатам выборов, отличались от официальных данных.
"Чернов просил меня отдать ему эти протоколы, но я этого не сделал, - пояснил свидетель. - Суды мы проиграли, так как имеющиеся копии не признали официальными данными. Потом эти копии оказались похищены".
На вопрос прокурора, известно ли Шулепову о фактах вмешательства посторонних лиц и ознакомлении их с протоколами участковых избирательных комиссий, свидетель пояснил моменты, основываясь на своих предположениях.
По словам Шулепова, в КПРФ поступило сообщение о том, что в подвале администрации Сыктывкара переписывают протоколы. Представители партии выехали на место и попытались разобраться в ситуации. Но председатель территориальной комиссии заверил, что нарушений нет, дальше вестибюля партийцы не пошли.
В тот год КПРФ с успехом поучаствовала в выборы в Совет Сыктывкара - от партии прошли шесть человек.
Е.Шабаршина задала свидетелю ряд вопросов, связанных с ее работой. Шулепов рассказал, что нарушений со стороны Избиркома в период его работы не было, возможно, были на участках, но в целом взаимодействовали хорошо, жалобы рассматривались, о вмешательстве в деятельность Избиркома ничего не знает.
Единственная претензия Шулепова к Шабаршиной как председателю Избиркома заключалась в том, что она выступала с законодательной инициативой, что неправильно.
У Шулепова сложились очень плохие отношения с Павлом Марущаком, фигурантом "дела Гайзера", экс-руководителем начальника Управления информации администрации главы Коми.
"На меня давили, снимали с должности, - пояснил свидетель. - Это касалось не только выборов и предвыборной деятельности. Мне озвучивалась фраза: "Нам что, доставать ружье?". Мы не одобряли заявления Гайзера, а принимали их к сведению, у нас был свой кандидат".
Еще один свидетель - депутат Госсовета, нынешний лидер коммунистов Олег Михайлов - дал несколько иные показания.
По его мнению, Чернов вел выборные компании, был заинтересован в результатах выборов, мониторил ситуацию и все контролировал.
Сам Михайлов встречался с Марущаком в 2015 году, который договаривался с ним, чтобы предстоящие выборы прошли "без грязи". "Нам предлагался контроль над агитацией, удаление нежелательных кандидатов. Таким, например, был Князев, который судился по факту несоответствующих нормам протоколов и проиграл процессы", - сказал он.
По мнению О.Михайлова, нарушений во время выборов было много, но попытки их устранить не имели результата. Михайлов заявил, что это была позиция Избирательной комиссии, которая хотела устранить независимых кандидатов. "Избирком спускал даже вопиющие нарушения на тормозах", - заявил свидетель.
По словам Михайлова, Е.Шабршина просила не включать в список некоторых кандидатов от КПРФ, просила отозвать иски и обещала, что дальше будут работать лучше.
Е.Шабаршина не согласилась с Михайловым и заявила, что эти предположения ложны и ошибочны, и была удивлена тому, как избирательный процесс в Коми видели политические партии.
Фото из архива ИА "Комиинформ"
По материалам ИА "Комиинформ"
16 ноября 2017