В СГУ имени Питирима Сорокина презентовали два образовательных ресурса

Сотрудники и студенты СГУ им. Питирима Сорокина - опорного вуза региона - представили авторские электронные образовательные ресурсы "Окружающий мир" и "Школьный виртуальный этнографический музей" для учителей, педагогов и школьников республики.

Первый мастер-класс прошел по электронному образовательному ресурсу "Школьный виртуальный этнографический музей". Представлял его магистрант Института педагогики и психологии Виктор Буртылев.Школьный виртуальный этнографический музей - это 3D-пространство с возможностью перемещения. Он разработан на основе экспозиции Литературного музея имени Ивана Куратова (с. Куратово).

"Мы как будто заходим в музей с улицы. Думали, какое время года выбрать для панорамной съемки на улице и решили остановиться на зиме, так как Коми - это северный регион", - добавила руководитель проекта, доцент кафедры начального и дошкольного образования Вита Поберезкая.

Ресурс включает в себя фотографии экспонатов, описание около 30 арт-объектов, а также словарь. На главной странице сайта расположена панель с элементами навигации: для приближения объектов или их отдаления, стрелки для поворотов в разные стороны, включения полноэкранного режима. Сейчас проект существует в русскоязычной демо-версии. Его разработчики отмечают, что проект предназначен не только для учителей начальных классов, но и для педагогов дополнительного образования и учителей-предметников. Этот ресурс они могут использовать в разных образовательных областях: окружающий мир, литературное чтение, технология, изобразительное искусство, история и коми язык.

"Особенность заключается в том, что материал адаптирован и обработан в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, поэтому ресурс можно использовать не только в начальной школе, но и в среднем и старшем звеньях", - рассказал Виктор Буртылев.

Также автор проекта пояснил, когда образовательный ресурс появится в свободном доступе.

"У нас уже подписан договор с Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Коми, сейчас решаются организационные вопросы. Проект появится в общем доступе после того, как его опубликуют на сайте университета или будет выпущен диск", - уточнил Виктор Буртылев.

Магистрант интересуется этой темой с первого курса бакалавриата: с тех пор проект перерос в выпускную квалификационную работу, теперь он планирует развивать тему уже в магистерской диссертации. В перспективе появится версия ресурса на коми языке.

Вторую презентацию проводила один из авторов проекта "Окружающий мир" доцент кафедры начального и дошкольного образования, кандидат педагогических наук Вита Поберезкая. Этот проект также разработан преподавателями Института педагогики и психологии — доцентом кафедры начального и дошкольного образования Мариной Габовой и доцентом кафедры теории и методики обучения Светланой Терентьевой.

Образовательная игра начинается с презентации промыслового календаря Коми, на котором расположены девять животных. Каждое животное - это отдельная "сцена", отдельная тема для изучения.

"Мы думали, как лучше это изобразить. С учетом особенностей восприятия целевой аудитории, младших школьников, мы сделали животных анимированными. Также была создана целая коллекция рисунков. Мы тестировали их на ребятах 5 - 7 лет и выяснили, что им нравятся животные, у которых двигается рот и которые улыбаются", - сообщила автор.

В проекте "Окружающий мир" представлен теоретический материал, интерактивные задания и материалы для проверки знаний. Большинство сцен содержат ссылки на дополнительные интернет-ресурсы, которые учитель может использовать на уроках и во внеурочной работе.

Задания - разного уровня сложности: на соотнесение, классификацию или алгоритм, которые направлены на формирование логических действий у обучающихся. Например, ученикам дается задание - поэтапная посадка растения, которую надо выстроить по порядку.

Вместе с животными по всем сценам путешествуют два героя - первоклассники Агния и Никита.

"Мы долго думали над внешним видом первоклассников. Несмотря на то, что в школах республики нет единой формы, представленный герой-ученик в игре должен выглядеть опрятно. Также образ героев должен был быть эстетическим и поучительным, ведь ведущий тип мышления у детей в этом возрасте наглядно-образный", - рассказала Вита Поберезкая.

Сценарий игры включает разнообразные задания: определение профессии по внешним признакам, проверка знаний детей о временах года, правил поведения в классе, построение маршрута от дома до школы с проверкой знания правил дорожного движения, экскурсия по школе с решением логических задач. Также есть задания на знание традиций коми народа и путешествие по столице республики: дети знакомятся с административными зданиями, культурными сооружениями, памятниками, музеями, промышленными предприятиями и заводами Сыктывкара.

В игре также есть раздел "Республика Коми". Здесь первоклассникам предлагается познакомиться с районами республики: географическим положением каждого города, информационной справкой, гербом и символами района, а также с его достопримечательностями. Далее герои отправляются в столицу России - Москву. Завершается игра разделами "Семь чудес России" и "Планета".

"Учитель может использовать образовательную игру не только по "Окружающему миру", но и в других образовательных областях: обучение грамоте, литературное чтение, математика, технология, искусство (изобразительное и музыка), - отметила Вита Поберезкая.

Проект реализуется на двух языках: коми и русском. В ближайшее время он будет опубликован и передан на тестирование. В будущем планируется выложить игру в свободный доступ.

Фото предоставлено СГУ

По материалам ИА "Комиинформ"

30 ноября 2017

Общество