Для дальнейшего развития Воркутинской опорной зоны необходимо решить ряд стратегически важных задач - глава Коми

Глава Республики Комиг

Участники заседания обсудили готовность арктических регионов к запуску и функционированию опорных зон, а также координацию деятельности федеральных и региональных органов власти в этом процессе, сообщает пресс-служба главы Коми.

Воркутинская опорная зона обладает целым рядом преимуществ для того, чтобы стать одним из центров освоения Арктики. В частности, выгодное геополитическое положение, обусловленное удалённостью от водных и сухопутных границ России, позволяет создать защищённую транспортную инфраструктуру и сформировать транспортно-логистический узел для увеличения грузопотоков Северного морского пути.

"Через порты Карского и Белого морей ресурсодобывающие и перерабатывающие предприятия Европейского Севера, Урала и Сибири смогут выйти на перспективные мировые рынки на Западе и на Востоке. Для этого требуется продлить железнодорожную ветку Северной железной дороги "Карскомур" от Воркуты до порта "Арктур" на берегу Карского моря в местечке Усть-Кара и продолжать развитие Северного широтного хода", - отметил Сергей Гапликов.

Наличие уникального природно-ресурсного потенциала разрабатываемых и новых месторождений Печорского угольного бассейна и Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, месторождений и проявлений металлических и неметаллических полезных ископаемых, в том числе коренного и россыпного золота, серебра, меди, баритов, свинца, цинка, кварц-каолинового сырья и других, в условиях повышенного спроса на Юго-Восточных рынках делает их освоение перспективными.

Воркутинский геолого-промышленный район располагает самыми большими разведанными в Европе запасами угля порядка 340 миллиардов тонн и обладает высоким промышленным потенциалом освоения в объёме 7 миллиардов тонн. В районе Воркуты расположено самое крупное в России Хойлинское месторождение баритов, промышленные запасы которого составляют около 3 миллионов тонн.

Воркута имеет потенциал стать научно-техническим центром развития арктических телекоммуникационных систем; формирования, хранения и передачи баз данных; центром подготовки и адаптации кадрового потенциала для дальнейшего изучения Арктических территорий и освоения их ресурсного многообразия, а также изучения и освоения ресурсов шельфа Баренцева и Карского морей; полигоном для утилизации накопленного экологического ущерба в Арктике.

"Для дальнейшего развития Воркутинской опорной зоны необходимо решить ряд стратегически важных задач. Мы должны достроить автомобильную дорогу "Сыктывкар-Нарьян-Мар", провести реконструкцию аэропортового комплекса, заняться разработкой новых угольных месторождений с учётом всех вопросов экологии, создать достойные условия проживания через благоустройство городской среды, обновление инженерно-технической инфраструктуры, рациональное использование жилищного фонда и функционирование сферы социально-бытовых услуг", - прокомментировал глава Республики Коми.

Реализация проектов по развитию опорных зон в Арктике требует значительных финансовых вложений. Одним из финансовых источников может стать возврат 5% норматива зачисления НДПИ в региональный бюджет, что для Республики Коми дополнительно ежегодно составит более 3 миллиардов рублей или один годовой бюджет Воркуты. За 2006-2016 гг. поступления от налога на добычу полезных ископаемых с территории Республики Коми в федеральный бюджет составили более 511 миллиардов рублей.

Ещё одним источником дополнительного поступления средств на реализацию проектов по освоению Арктики может стать пересмотр перечня общераспространённых полезных ископаемых. Так, за 10 лет (2006-2016 гг.) на территории Республики Коми выдано 92 лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых. Общая сумма средств, поступивших в бюджет Российской Федерации от их продажи, составила более 11 миллиардов рублей.

Предложения главы Республики Коми и регионального Правительства по развитию транспортной инфраструктуры Воркутинской опорной зоны как части Арктической зоны России получили одобрение Президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, который состоялся в сентябре этого года. Соответствующие поручения выданы федеральным органам исполнительной власти.

В соответствии с Государственной программой Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны" деятельность Воркутинской опорной зоны может способствовать увеличению добычи угля до 21,4 миллиона тонн в год, увеличению протяженности автомобильных дорог на 450 километров, вводу в эксплуатацию 1161 километра железнодорожных линий (из них строительство новых - 712 километров), приросту грузооборота до 24 миллионов тонн в год, приросту площади покрытия Арктической зоны России высотными телекоммуникационными платформами до 3000 квадратных километров ежегодно.

"Развитие Арктической зоны России на основе инновационной модернизации экономики и устойчивого экономического роста обеспечит национальную безопасность в акватории и на суше российской Арктики, а также позволит укрепить роль и место Арктики в экономике Российской Федерации", - заявил Сергей Гапликов.

*** В соответствии с указом президента Российской Федерации от 2 мая 2014 года территория муниципального образования городского округа "Воркута" включена в состав сухопутных территорий Арктической зоны Российской Федерации.

В 2017 году Правительство РФ приняло новую редакцию госпрограммы "Социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации", а также в разработке находится проект федерального закона "Об опорных зонах развития в Арктической зоне РФ". Предполагается, что основным механизмом развития арктического региона станут опорные зоны, которые предусматривают развитие территории как целостного проекта по принципу обеспечения взаимоувязки всех отраслевых мероприятий на этапах планирования, целеполагания, финансирования и реализации. Осуществление пилотных проектов по непосредственному созданию опорных зон намечено на 2018-2020 годы, а их функционирование на 2021-2025 годы.

Фото rkomi.ru

По материалам ИА "Комиинформ"

4 декабря 2017

Экономика