Что журналисты России знают о Коми

В Москве прошел всероссийский медиафорум этнических и региональных СМИ. Первое в таком роде событие, организованное Гильдией межэтнической журналистики совместно с департаментом столицы по межнациональным отношениям, собрало в Москве журналистов из 39-ти регионов. "Больше дела - меньше слов" - лейтмотив форума выразился в отсутствии на нем "свадебных генералов". Несколько десятков кейсов, разобранных на секциях, по признанию участников форума, дадут новый толчок для развития межэтнической тематики в редакциях на местах.

Открывая форум, президент Гильдии межэтнической журналистики Маргарита Лянге заметила, что до полного межэтнического мира и взаимопонимания в стране еще далеко. Причина - в общем уровне культуры и низком - знаний о регионах России. Чего только стоит пример, когда в прошлом году в Санкт-Петербурге задержали жителей Тывы за якобы поддельные паспорта: стражи порядка даже не подозревали о существовании на российских просторах такого народа. Или шуточный экспресс-опрос, проведенный на столичных улицах на тему "присоединения Хакасии к России". "Нет, зачем, мы же уже присоединили Крым?" - отвечали россияне, искренне полагая, что Хакасия не имеет к ним, как к гражданам РФ, никакого отношения.

Об образовании и различиях говорила и блогер из НАО, создательница "ЧУМотеки" Ирина Комкова, призывая коллег и читателей не путать НАО и ЯНАО.

По признанию журналистов, многие регионы страны являются для них "терра инкогнито" - что уж говорить об их читателях. В связи с этим, корреспондент "Комиинформа" в один из перерывов в работе форума провела собственное экспресс-расследование о том, что известно коллегам из субъектов федерации о Республике Коми.

Екатерина Курзенёва, газета "Северный рабочий", Северодвинск, Архангельская область:

- Соседи, холодно, Печора, коми народ и коми язык, теплые варежки, олени, национальный регион. У нас в Архангельской области тоже проживают коми, но очень немного.

Хаджимурат Сагитов, главный редактор газеты "Новое дело", Дагестан:

- Очень интересный регион. Мне кажется, такой закрытый, но с интересной этнокультурой. Я представляю коми гостеприимными, но в силу инфраструктуры далекими. Первые ассоциации: холод, колонии, интересная культура, настоящая русская зима, много леса, нефть, интересные люди, которые гордятся своей культурой.

Вера Ступникова, главный редактор журнала "Многоликая Камчатка":

- Вообще ничего не знаю. Я примерно представляю, что на карте Республика Коми находится где-то на самом верху и там должны быть полярные ночи и чудесное северное сияние.

Галина Мозолевская, ИА "Якутия-Саха":

- Лучше бы я этого не говорила, потому что то, что я дальше скажу, дискредитирует меня как журналиста, человека с образованием и россиянина. Мне стыдно признаться, но практически ничего не знаю о Коми, кроме того, что есть такая республика. Когда-то в детстве я была в пионерском лагере и жила в одной комнате с девочкой из Коми АССР. Я боюсь ошибиться, но столица - Сыктывкар, есть река Печора. Наверное, это все.

Ирина Коткина, автор и ведущая неофициального блога "ЧУМотека", НАО:

- Знаю совсем немного, и мне стыдно за это. Я писала раза три у себя в блоге о Коми. Я была там дважды, успела посмотреть очень немного. Ассоциируется с узорными шапочками и рукавичками, которые я хочу получить, тогда не успела, с вкусными коми калитками - шаньгами. Больше ассоциаций у меня связано с людьми, у меня подруга из Коми.

Ирина Умарова, ИА "Этноинфо", Екатеринбург:

- Стыдно признаться, но знаю немного. Веселые, добрые люди с узким разрезом глаз. Прекрасная природа, много лесов.

Санал Шавалиев, председатель Союза журналистов Республики Калмыкия, зам.руководителя ИА "Калмыкия":

- Поскольку я филолог, то Коми ассоциируется, прежде всего, с финно-угорской языковой группой. Ну, а то, что она развивается и работает, наверное, все знают. Леса, горы - все у вас есть. Это и лесопереработка, и уникальные заповедники. И самое главное, у Коми есть умение сохранить свою национальную культуру. Коми для меня ассоциируется с сохранением древних языческих традиций, в процессе урбанизации многие потеряли свои корни, чего не скажешь о Коми. Для меня, как для представителя небольшого народа - калмыков, это важно. Это вопрос будущего нации, жизни и смерти.

Наталья Пушкина, директор Республиканского центра марийской культуры, Марий Эл:

- Это, прежде всего, финно-угорский регион, значит, мой родной, значит, там братья и сестры проживают. Очень люблю Сыктывкар, там не ходят троллейбусы. Когда была там впервые, взяла такси до Миннаца, оказалось, что пешком можно было дойти до него за 15 минут. Во-вторых, там много моих друзей, которые работают в Финно-угорском центре, а мой муж Андрей Чемышев работал в Сыктывкаре в лаборатории финно-угорских языков.

Светлана Кузнецова, газета "Чувашия":

- Я жила в Коми в детстве. Мои родители учителя, уехали туда работать в поселок Керки. Я была совсем маленькой, но хорошо помню людей, которые окружали меня в детстве. Они были замечательно добрые. Я, человек из другого мира, оказалась в других условиях: где холодно, много снега, где дом отапливается печкой. Пусть я там жила недолго, но я помню, что меня взяли за руку, и мы были всегда вместе. Меня водили на каток, на горку, показывали новый, северный и совершенно добрый мир. Поэтому для меня Республика Коми, в первую очередь, добрые участливые люди, с которыми, несмотря на морозы, очень тепло жить.

Валентина Вараксина, руководитель студенческого ТВ, Красноярск:

- Республика Коми ассоциируется у меня с зэр пу - волшебным инструментом, который коллега из Коми как-то привезла в подарок главе Дагестана на одном из наших пресс-туров. Когда он зашумел, я представила себе такую романтичную республику. Хотелось бы мне побывать в гостях, чтобы убедиться, так ли это. Ассоциируется со всеми этими орнаментами, которые девушки республики на себя надевают, с керамикой, с тем, что там есть интеллектуалы, особое отношение к детям, любовь к земле и связь с природой. У меня складывается такое впечатление по моему общению в соцсетях с коллегами из Коми. Я хочу туда обязательно попасть.

Динара Межитова, главный редактор газеты "Идель", Астрахань:

- Я знаю, что там у вас крупнейшее месторождение асфальтитов и крупнейшее болото в Европе и целая экосистема болотистая. И что крупнейшая река Коми - Печора. А еще я знаю, что там есть какие-то столбы выветривания. Еще я слышала, что у вас есть памятник Павлику Морозову, он установлен всего в двух местах в стране.

Ольга Миронович, обозреватель газеты "Московский комсомолец" в Пскове:

- Я никогда не была в Республике Коми, у меня только есть друзья оттуда, и поэтому Коми у меня ассоциируется с людьми: с яркими цветами, с орнаментами прекрасными. Еще я слышала, что коми язык такой популярный, что его даже русские там учат, буквально в очередь становятся. Я даже несколько слов по-коми знаю, но стесняюсь их неправильно произнести.

Фото Полины Романовой

По материалам ИА "Комиинформ"

8 декабря 2017

Общество