26 ноября 2024 г.
дата обновления БД
9708
компании в базе
46791 посетителей
за октябрь
16+
Путь великого живописца начала прошлого века Василия Кандинского проделали журналисты республиканских СМИ. Пресс-тур по фрагменту его большого маршрута организовало Министерство культуры РК совместно с Национальным музеем Коми.
Весь путь авангардиста начался в Вологде. Через Кадников, Лальск, Великий Устюг в июне 1889 года он доехал до Усть-Сысольска, чтобы из уездного города отправится через "врата смерти" - Усть-Кулом в Керчомью и обратно - уже с результатами исследования на "модную" в те годы зырянскую тему.
Журналисты же под предводительством директора Нацмузея Ирины Котылевой начали свой путь в Этнографической отделе музея у пирамиды с прялками. Именно они оказали непосредственное влияние на несостоявшегося юриста Кандинского в конце 19 века. Они, да еще "Рембрант в Эрмитаже" сбили студента юрфака с "пути истинного" и наставили на путь исследования мифологии, а затем и сделали великим художником.
Врата смерти
Директор музея остановилась на верхневычегодских прялках, орнамент которых напоминает "мандалы", позже отразившихся в полотнах Кандинского. Один из рисунков особенно отчетливо проявляется на щите его знаменитого "Синего всадника", написанного в 1903 году.
Семантика цвета, очевидно, связана с мифологией и потусторонним миром: коми хоронили покойников в синих сарафанах и рубахах. "Знаки смерти" нарисованы и на двери в голбец, вписанной в интерьер инсценированных похорон как "страшного гадания" коми в Святки. Гадание происходило так: на лавку ложился "покойник" с зеркалом в руках. Его друзья в полной тишине поочередно выходили из погреба (как символа подземного мира). В это время необходимо было внимательно вглядываться, что покажет зеркало. Все участники действа понимали, что вступали во время процесса в связь с потусторонним, поэтому вели себя как можно осторожней.
Недавно выпущенный фильм о Кандинском у зырян его создатели - Нацмузей РК - назвали "Путешествие Кандинского к вратам смерти". И дело тут не только в символе: мол, приехав в Усть-Кулом, прежний Кандинский умер, родившись заново, но уже в другом качестве. Дело тут во вполне конкретной лингвистике. Базовым языком, в отличие от наших дней, тогда являлся немецкий: то есть и коми язык тогда учили, опираясь на него. В дорогу с собой молодой исследователь взял русско-немецкий словарь. Так вот, "кулом" в переводе с немецкого означает "смерть".
Вот в этот-то "край смерти" и отправился потенциальный юрист, так им и не ставший. Руку к формированию "нового Кандинского" приложили его приятель Харузин, начавший выпуск краеведческого журнала и заказавший Кандинскому статью, а также исследователи и краеведы - кто косвенно, а кто и непосредственно.
Так, при написании своей статьи Кандинский опирался на статью Клавдия Попова 1874 года о зырянах, монографию Георгия Лыткина, с которым успел даже поспорить, с юношеским максимализмом обвинив его, коренного коми, в "неправильном переводе зырянских слов на русский", и с Арсеньевым, написавшим историю Ульяновского монастыря. Все они дали ему бесценные рекомендации относительно не только исследований, но и быта, географии и топонимики.
Добрые зыряне
Уже отправившись в путь, Кандинский продолжал встречаться с людьми разных профессий, заразивших его интересом к зырянскому краю. В дороге "мальчик из хорошей" семьи сменил свое первоначально высокомерное отношение к зырянам на трепетное и теплое. Так, 20 часов добираясь на тарантасе до Усть-Кулома, извозчик-зырянин всю дорогу заботливо укрывал студента, чтобы тот не замерз в пути. Пригодились и тулуп с меховой шапкой, которым снабдили его в Великом Устюге: лето 1889 года выдалось не в пример холодным - местами лежал снег, однако и комары не дремали. Одна из путевых зарисовок Кандинского посвящена накомарнику.
"Тщетно я пыталась объяснить коллегам из Милана, что это такое и зачем он нужен, - рассказывает И.Котылева. - Мало того, даже в Москве меня отказывались понимать". 23-летний же студент сполна познал, что такое северные июньские комары в ночном лесу, пронизывающий холод, перспектива встретиться с дикими медведями. Поэтому он все больше проникался уважением и восхищением к зырянам, но, приехав в Усть-Кулом, все-таки первым делом за три рубля купил ружье - мало ли что...
Были на пути Кандинского и разочарования. Так, ожидая увидеть тут идолов и фанатичных язычников, он столкнулся с храмами и крестами у дорог. При этом в дневнике замечает, что в Керчомье "храмов мало": всего четыре. Разочарование будущего живописца связано с его увлечением потусторонним. Так, он поглощает любую информацию о чуди, а в дорогу с собой берет только что изданную "Калевалу" (к слову, И.Котылева захватила в дорогу экземпляр того самого тиража 1889 года, так что каждый из журналистов смог благоговейно полистать его). "Читал "Калевалу". Восхищался", - пишет Кандинский в дневнике. При этом, встретив какого-то колоритного зырянина, он записывает "Бог чудов найден!".
Скорость пути не помеха
Ирина Котылева не устает удивляться, с какой скоростью Кандинский сумел совершить свое путешествие. Выехав из Усть-Сысольска 19 июня, уже 26-го он вернулся обратно. Неделя на дорогу сначала до Усть-Кулома, потом до Керчомьи, погружение в быт и культуру и обратный тряский и долгий путь. Директор Нацмузея объясняет это лишь крепким молодым организмом, который способен переносить ночные переезды и бессонные ночи со знатоками коми края. Дорожные хлопоты взял на себя губернатор Вологодской области, снабдив Кандинского депешей, открывающей любые двери, обеспечивавшей переводчиками и лошадьми на почтовых станциях.
Однако, по мнению И.Котылевой, путь Кандинского на этом не закончился. "Он продолжал его всю жизнь, переосмысляя увиденное", - отмечает она. Мысли его то и дело возвращались сюда. Томясь в Москве, он записывает в дневнике: "Мысли мои бродят то где-то в Крыму, то в Париже, то у зырян".
Из века 19-го в век 21-й
За Кандинского последние пять лет активно "борются" искусствоведы и экскурсоводы Вологодской области, где он начал свой путь, и Коми, где лежала цель его путешествия. Лестно считать себя причастными к перерождению великого художника. При этом за рамки дискуссии выходит необходимость сохранить его "зырянское наследие" в веках и с его помощью продвинуть регион на туристическом рынке. То, что нужно гордится причастностью к личностью живописца, не обсуждается: в 21 веке картины Кандинского и Ван Гога являются самыми дорогими из продающихся на аукционах.
Пресс-тур, организованный Минкультом для журналистов, стал своеобразным тестом для потенциальных туристов. Власти Коми озаботились созданием маршрута под рабочим названием "По пути Кандинского". По мнению пишущих коллег, трехчасовую дорогу сполна окупает захватывающий рассказ о живописце, национальный стол в Усть-Куломе, столетние избы и деликатесы из печи в Керчомье. Вариантов развить тур - множество: от арт-терапии до мытья в бане, от баннеров с репродукциями работ Кандинского на улицах Сыктывкара до истории людей, прославивших Керчомью.
Фото Полины Романовой
По материалам ИА "Комиинформ"
27 декабря 2017