Премьера "Тысячи и одной ночи" в Сыктывкаре: сказочное великолепие Востока

В столице Коми 29 мая в рамках юбилейного фестиваля оперного и балетного искусства "Сыктывкарса Тулыс" состоялась премьера балета "Тысяча и одна ночь". Новый спектакль наглядно продемонстрировал небывалую роскошь и красочность восточной культуры и был восторженно принят не только сыктывкарской публикой, но и гостями фестиваля.

Балет был написан в 1979 году азербайджанским композитором Фикретом Амировым. Его основой стал популярный "Рассказ о царе Шахрияре". Также в первоначальный вариант либретто вошли сюжеты сборника арабских сказок "Тысяча и одна ночь": "Синдбад-мореход", "Волшебная лампа Алладина" и "Али-Баба и сорок разбойников". После первой постановки в Баку балет разошелся по театральным площадкам страны, но впоследствии был незаслуженно забыт. С середины 1990-х годов режиссеры вновь обратились к этому материалу.

В Сыктывкаре "Тысяча и одна ночь" поставлена по обновленному варианту либретто, которое написал московский балетный критик и гость фестиваля Александр Максов. В качестве режиссера-постановщика выступил профессор балетмейстерского факультета ГИТИСа заслуженный артист России Виталий Ахундов. Стоит отметить, что год назад его постановка "Тысячи и одной ночи" появилась в афише музыкального театра Саранска.

В Сыктывкаре постановка балета в сценографии заслуженного работника Коми Юрия Самодурова и костюмах саранского художника Светланы Тундавиной поразила размахом и роскошью. Эта роскошь радует глаз, начиная с увертюры буквально до последних мгновений спектакля. Во время вступления зритель оказывается сражен восточным великолепием суперзанавеса с обыгранным женским портретом. Почти в самом центре полотна из-под кофейного цвета чадры выглядывают красивые изумрудные глаза одалиски. Их блеску вторят нити драгоценных камней белого и зеленого цветов. От переносицы покрывало прозрачно и тонко и также увешано нитями бусин самых радужных цветов, играющих и переливающихся в свете театральных софитов. За прозрачной частью суперзанавеса можно отчетливо разглядеть волшебную лампу Алладина, из носика которой курится дымок. Занавес поднимается и из дыма одна за другой перед зрителем встают картины прекрасного и чарующего Востока.

Первое действие балета - это рассказ о любви и неверности царя Шахрияра (Роман Миронов) и его супруги (народная артистка Коми Наталья Супрун). В отсутствие мужа Шахиня устраивает оргию с рабами и рабынями, во время которой сцена утопает в блеске и ярких красках восточных костюмов. Внезапно вернувшийся с охоты, Шахрияр ударом кинжала наказывает жену за измену, а затем собирается казнить всех женщин гарема. В финале первого действия Шах знакомится с Шехерезадой (Анастасия Маслова), которая, рассказывая свои дивные сказки на протяжении всего второго действия, заставляет его снова поверить в настоящую любовь.

Помимо суперзанавеса и многочисленных ярких и богатых костюмов, для сценического оформления балета было изготовлено десять левых и правых кулис и пять падуг. Также к сценографии подключили новшество нашего театра - видеопроецирующий экран, который быстро и незаметно сменяет фоновые картины спектакля. По словам директора театра Валентины Судаковой, дорогостоящий проект "Тысячи и одной ночи" был заказан самими зрителями: "К этому спектаклю было сделано очень многое: созданы новые декорации, подключена видеопроекция, пошито 140 костюмов и все они индивидуальные, многосложные, богатые. Но этот спектакль и должен быть дорогим, потому что его изюминка - это зрелищность. Иначе за него не стоило бы браться. Сегодня на нашей сцене идут классические спектакли, есть современная хореография, а тема Востока пока не была раскрыта. К слову сказать, раскрыть ее попросили сами зрители. Во время проводимого нами анкетирования поступило много заявок о том, что сыктывкарцы ждут постановки этого балета на нашей сцене".

Одной из особенностей постановки В.Ахундова стала синтетичность спектакля: к участию были также подключены солисты театра и артисты хора. Одну из восточных мелодий балета, исполнив вокализ, украсила своим меццо-сопрано Галина Маликова. А партию Джинна из сказки об Аладдине исполнил Юрий Баянбаев.

Стоит отметить и техническую сторону балета, которая на удивление оказалась классической. Восточный танец в чистом виде в нем появляется лишь однажды: в сказке "Али-Баба и сорок разбойников" красавица Марджана (Екатерина Игнатова), облаченная в небесно-голубой костюм и подпоясанная платком с монистами, танцует танец живота. В остальном все позиции, прыжки и многочисленные высокие поддержки представляют собой классический балет.

По словам режиссера, сыктывкарская труппа полностью справилась с поставленной им задачей: "Я доволен работой с сыктывкарской труппой, — заявил в беседе с "КомиОнлайном" В.Ахундов. - Роман Миронов - это лучший танцор из тех, с кем я работал. Он выполнил замечательно все и в плане актерской работы, и технических моментов. Выполнены все дуэты. Из женского состава я очень доволен работой Натальи Супрун. Многие заметили, как она мастерски сменила актерское амплуа. Я выбрал ее неслучайно на роль именно первой жены Шахрияра, потому что эту партию нужно исполнять с большим акцентом на драматической игре. Анастасия Маслова хорошо справилась с ролью Шехерезады. У нее хорошие природные данные, большой прыжок. Похвалить есть за что каждого солиста, притом что я не снижал уровень для сыктывкарской труппы ни в техническом плане, ни в актерском. Обычно когда я работаю с региональными театрами, мне частенько приходится это делать, но в этот раз все было задумано и выполнено на высоком уровне профессионального мастерства".

Фото предоставили в театре оперы и балета Коми

По материалам ИА "КомиОнлайн"

1 июня 2015

Общество