Строительство наплавного моста в Печоре потребует привлечения соинвесторов

Об этом 4 июня на встрече с печорцами заявил представитель потенциального инвестора ЗАО "Союз офицеров" Артур Погосян. Он и исполняющий обязанности главы муниципалитета Антон Ткаченко представили жителями проект строительства наплавного моста через Печору. Корреспонденты БНК стали участниками обсуждения бизнес-предложения.

Фото Андрея Аксеновского

Познакомиться с представителем ЗАО "Союз офицеров", вызвавшимся построить наплавной мост через Печору, пришли более пятидесяти горожан, в том числе общественники, депутаты, предпринриматели. По словам исполняющего обязанности главы муниципалитета Антона Ткаченко, инвесторы появились одновременно с активным сбором подписей за строительство моста жителями Печоры. Активист Ренат Понкратов за два месяца собрал почти пять тысяч подписей и передал их в администрацию Печорского района.

- Федералы, республика и муниципалитет не потратят на проект свои средства. Для нас это привлекательно, при реализации этого проекта мы гарантируем круглогодичное сообщение между левым и правым берегом Печоры, таким образом, решив социальные задачи, а именно качественное и быстрое реагирование специальных служб, пожарных, медицинских. Мы увеличим товарооборот и дадим новое развитие экономике нашего района, - заявил исполняющий обязанности главы Печорского района Антон Ткаченко.

Инвестора проекта, ЗАО "Союз офицеров", представлял исполнительный директор Печорского судостроительного завода Артур Погосян, который рассказал о тактико-технических характеристиках сооружения. По его словам, специалисты обследовали два места: в районе бывшей мебельной фабрики и участок, где традиционно располагается зимняя ледовая переправа. В первом на левом берегу полностью отсутствует дорожная инфраструктура, поэтому предпочтение было отдано второму варианту. При общей ширине реки в данном месте в 1200 метров, в меженный период ширина водной глади ориентировочно составляет 700 метров, такой будет длина наплавной части, выполненной из барж или понтонов либо по технологии мостового настила на наплавных опорах. Мост планируется сделать разводным, чтобы обеспечить судоходство. Диспетчер будет прерывать движение транспорта и пропускать суда, по словам представителя инвестора, эта процедура займет не более 15 минут. Мост будет функционировать круглый год за исключением периода ледохода, то есть одной-двух недель. Технологии проектировщиков позволят в нужный момент отколоть лед вокруг наплавной части переправы и убрать ее, а по завершении основной части ледохода восстановить мост. Переправа будет оборудована освещением и работать круглосуточно. При составлении наплавной конструкции из совокупности барж грузоподъемностью от 700 до 1000 тонн, столько же составит и грузоподъемность самого моста, что обеспечит двухстороннее движение.

Проезд по мосту будет платным. Как рассказал Антон Ткаченко, эта сумма будет на 40 процентов ниже, чем на ныне действующей паромной переправе (в районе 500 рублей для легковых автомобилей). Пешеходы и владельцы двухколесного транспорта смогут бесплатно перемещаться на противоположный берег. Во время перевозки опасных грузов, например, горюче-смазочных материалов, движение перекроют.

- По данным ЗАО "ВиД" в 2014 году летней паромной переправой воспользовалась 17431 единица транспорта. С появлением моста мы предполагаем, что эта цифра увеличится минимум в четыре раза. Строительство предполагает обустройство прилегающей территории, что даст дополнительные источники доходов. Печорский судостроительный завод берет на себя часть работ по сооружению отдельных частей моста, что поможет развитию судостроения. У коллег серьезные намерения работать на территории района и республики. Лично для меня это не просто мечта или избитая тема, которой печорцев кормили на протяжении всего существования города. Это действительно тот случай, за который мне и инвестору надо хвататься руками и зубами, чтобы реализовать его в максимально короткие сроки, - отметил Антон Ткаченко.

Первым делом печорцы захотели больше узнать о потенциальном инвесторе.

- ЗАО "Союз офицеров" создано в 2000 году в Нижневартовском районе ХМАО. Изначально основными видами деятельности являлись организация переправ и перевозки водным транспортом. Начали с создания и эксплуатации паромной переправы, потом пришли к выводу, что она не справляется с поставленными задачами, решили рассмотреть вопрос о строительстве постоянно действующего наплавного разводного моста. В 2005 году на реке Вах в окрестностях Нижневартовска поставили первый такой мост, который существовал до 2014 года, после чего там построили постоянный мост. Заслуга "Союза офицеров" в том, что построенный мост показал большой грузопоток, заинтересовавший федеральные власти. В результате были выделены деньги на строительство в этом месте постоянного мостового перехода, соединяющего города Нижневартовск и Стрежевой. Помимо этого компанией совместно с еще двумя организациями реализуется "Сибирский проект" на территории Томской области. Там строительство переправы на реке Обь уже на стадии завершения, - рассказал Артур Погосян.

- Печоре уже скоро 70 лет. Пора бы нам подумать о большом капитальном мосте, связывающем Ухту, Печору, Усинск, Инту и Воркуту. Почему мы в 21-м веке заговорили о понтонном мосте, когда нужен капитальный? - спросил мужчина в первом ряду.

Артур Погосян отметил, что в Нижневартовске и Стрежевом данная проблема также витала в воздухе десятилетиями, а в зале напомнили, что еще в 1973 году правительство Советского Союза приняло постановление о строительстве постоянного моста через Печору.

- Пока федеральные власти не увидят, что в данном месте переправа востребована настолько, что можно экономически обосновать строительство, ни одно ведомство не возьмется даже рассматривать этот вопрос, - заявил Артур Погосян, приведя в пример мост в Нижневартовском районе.

Печорцев интересовали и предполагаемые сроки строительства.

- Основная часть времени уйдет на согласование, геологоразведку, изыскания и формирование проекта, примерно год. У проектантов возникнет много вопросов, даже техническое задание, которое они выдвинут, будет адресовано местным властям, заинтересованным органам в области судоходства, путейцам, экологам, пожарным, МЧС и так далее. С учетом того, что никто никогда не рассматривал опыт возведения наплавных разводных мостов в Печоре и Коми, для органов власти республики это новелла. Когда будет готов проект - начнется оценка финансовых возможностей, в случае чего поиск соинвесторов. Без проекта разговаривать об инвестициях не приходится. Не исключено, что к этому моменту появятся другие заинтересованные стороны, предприятия нефтегазового комплекса, крупный бизнес, такое поручение Антону Владимировичу уже дано, - рассказал представитель "Союза офицеров".

По словам Артура Погосяна, наплавной мост в Нижневартовске окупился за три года, благодаря большому объему перевозок нефтедобывающих компаний и крупных хозяйствующих субъектов. Антон Ткаченко отметил, что плата за проезд по новому мосту будет взиматься только в летний период, затраты на его функционирование зимой возьмет на себя муниципалитет по аналогии с нынешней зимней ледовой переправой.

Директор Печорского центра занятости Федор Денисов поддержал инициативу и отметил, что строительство круглогодичной переправы даст толчок в социально-экономическом развитии для левого берега. По его словам, сейчас уровень безработицы в Кожве составляет 12 процентов, в то время как в Печоре 1,1 процента.

Депутат Совета муниципального района Михаил Хватов предложил печорцам внести свою лепту и открыть счет для добровольных взносов на строительство моста. По мнению Антона Ткаченко, с жителей города достаточно уплаты налогов, а сопричастными к возведению моста должны стать предприятия нефтегазового комплекса.

- Вы знаете, что на компанию ЗАО "Союз офицеров" в Нижневартовске написали множество заявлений в ФАС по поводу ценообразования проезда? И было решение, заставившее их снизить цены, - заявил один из печорцев.

- Написано одно заявление, которое отклонено. Никто никого не заставлял понижать цены, это, видимо, ваше недопонимание. Была давняя война с компанией "Томскнефть", "Союз офицеров" не повышал цены на проезд в течение пяти лет и весной 2014 года поднял их. Они пытались доказать, что наша компания является монополистом на трассе "Нижневартовск-Стрежевой", хотя функционировали три переправы, и у нас были самые низкие цены. Это происки против "Союза офицеров. Вопрос отпал сам по себе, когда построили постоянный мост и претензии были исчерпаны, - рассказал Артур Погосян.

По его словам, генеральный директор компании был удивлен расценками печорской паромной переправы и тем, что на ней платят за проезд пешеходы, велосипедисты и мотоциклисты. В "Союзе офицеров" эти категории участников движения не учитывают.

- В настоящий момент вы год занимаетесь "Печорским речным пароходством", ранее это было крупнейшее предприятие. Сейчас оно находится в упадке, имущество активно продается. На какие средства вы собираетесь строить переправу? - поинтересовалась жительница Печоры Наталья Неева.

- "Союз офицеров" уже год является крупнейшим кредитором судоходной компании "Печорское речное пароходство", погасив обязательные платежи в госбюджеты и прочие фонды. Именно "Союз офицеров" этот год воевал с предыдущей командой конкурсного управляющего, чтобы сохранить то, что распродавалось вопреки позиции государства. Когда борьба увенчалась успехом, мы и новый конкурсный управляющий приняли решение о замещении активов и создании ПАО "Печорский судостроительный завод", нового общества, которое свободно от долгов. Мы как заинтересованы в этом проекте, ведь элементы конструкций моста будут изготавливаться на нашем заводе, - ответил Артур Погосян.

По окончании дискуссии участники выходили с разными настроениями. Некоторые были рады, что решение наболевшего вопроса сдвинулось с мертвой точки. Кто-то, не услышав должной конкретики, относился к происходящему скептически.

- Поскольку мы здесь не услышали ни конкретных сроков, ни конкретной суммы - это заставляет относиться настороженно, - отметил в беседе с корреспондентом БНК руководитель печорского филиала Общественной приемной главы Республики Коми Эдуард Стан.

- Компания строила разные муниципальные переправы. Если не брать "мелочевку", а только крупные проекты, то первый был на реке Вах и сейчас "Сибирский проект" через Обь. Получается, это будет третий масштабный проект для компании. Директор "Союза офицеров" изначально говорил, что не станет единственным инвестором, он предлагает использовать свой опыт и сделать что-то в команде. Почему журналисты называют компанию единственным инвестором? Об инвестициях вопрос встанет тогда, когда будет готов проект и станет известна стоимость объекта. Тогда, безусловно, встанет вопрос о привлечении соинвесторов, - рассказал БНК Артур Погосян по окончании встречи.

Напомним, 3 июня проект строительства круглогодичного наплавного моста через Печору был представлен руководителю регионального кабмина Владимиру Тукмакову, который поручил профильным ведомствам дать оценку предложению. По словам Тукмакова, "бизнес-инициатива нуждается в проработке как в технической части, так и в части формирования финансово-экономической модели реализации этого инфраструктурного проекта. Не имея на руках проектно-сметной документации, бизнес-проекта, сложно судить о его экономической целесообразности с точки зрения окупаемости, рентабельности, востребованности".

По материалам ИА "Север-Медиа"

5 июня 2015

Общество