Наталья Ширяева: "Иногда художник должен быть голодным"

"Комиинформ" продолжает серию интервью, посвященных Году культуры, объявленному в Коми. Героем рубрики стала молодая художница Наталья Ширяева. На ее счету - тпобеда в конкурсе "Мастер года", преподавательский опыт, работа иллюстратором и создание собственной анимационной студии "Не сон".

- Полтора года назад ты выиграла конкурс "Мастер года" выиграла в номинации "Вышивка". Важны ли такие победы для человека творческого или это так - шум и пыль?

- Это очень важно, потому что художник постоянно сталкивается с какими-то преградами. Сами художники друг друга не всегда поддерживают, и когда участвуешь в каком-то конкурсе и вдруг выигрываешь, это очень поддерживает морально. Я выиграла с золотным шитьем. У нас мало кто этим занимается, это и помогло выиграть. Нитки дорогие, как и ткани, но по стоимости работа дороже, чем материалы. А вот раньше, когда все умели вышивать, наоборот, стоимость жемчуга, золотных нитей ценилась выше.

- Сколько у тебя уже таких побед?

- Не очень много. Я мало участвую в конкурсах. Что такое конкурс? Он нужен, когда ты разуверился в себе. А дальше что с этой работой делать? У меня что-то висит на даче, и это, на мой взгляд, полезней конкурса.

- Вышивка - умирающий вид ремесла?

- Мне кажется, это не прекращалось никогда, но массового характера не имело. Мне судить сложно, потому что в моем окружении, как и в семье, все занимаются творчеством: у меня шили и вышивали бабушка и мама. Просто мы профессионально этим занимаемся, а большинство людей - и это замечательно - вяжут и вышивают как любители. Это никуда не уйдет.

- Есть ли у тебя любимые работы?

- Не задумывалась об этом, просто делаешь и делаешь. Вот живописцы, например, кто-то график, кто-то пишет в единой манере, а я занимаюсь всем подряд, включая педагогику, что тоже очень творческий процесс. Тут и вышивка, и графика, анимация. Наверное, я просто в поиске и свои работы я, скорее, назову экспериментальными. Не скажу, что они классные.

- В твоем творчестве очень явно прослеживается влияние православной культуры. С чем это связано?

- Я всю жизнь живу в этой среде. Училась в православной гимназии, много лет ездила в Кылтовский монастырь. Благодарна нашим преподавателям, которые меня поддержали в моем устремлении, и я поняла, что можно творить в этом направлении. Но у меня много намешано. В прялках есть и языческие символы, но при этом я вышиваю и храмы. Для меня нет противоречия в этом, потому что это наши корни и наше искусство, наша история.

- Задам "избитый" вопрос: художник должен быть голодным?

- Мне кажется, периодически да. В принципе, он всегда голодный: всегда есть какое-то неудовлетворение от того, что сделал. Кроме того, я не знаю молодых художников, которые нормально зарабатывают. Меня, например, кормит муж. Кроме того, я работаю в школе - и, кстати, это самое настоящее творчество. Есть, конечно, те, кто находит себя сразу, но это редкость.

- А как ты пришла к анимации?

- Как обычный ребенок, в детстве я мечтала снимать мультики. Воплотилось это недавно. Я познакомилась с человеком, который открыл в Сыктывкаре детскую студию кино. Я предложила ему снимать и мультики, а потом поняла, что сначала бы неплохо научиться этому самой. Я проэкспериментировала на детях родственников - получилось. Научилась монтировать, и так сложилось, что рядом у меня друзья-музыканты, операторы, которые многому меня научили, и из этой среды и возникла студия "Не сон". Название многозначное. Это реальность и немного философии.

Снимаем мы короткие ролики, потому что детям важно видеть результат. Мы стараемся получить результат за одно занятие. Когда мы замахнулись на большую работу, то снимали ее полгода. Это было ужасно!

Есть работы долгоиграющие, например, "Аслад цвет" в содружестве с музеем. Надеюсь, будет продолжение.

Я попробовала работать с другими ремесленниками. Например, сейчас мы заканчиваем работу над мультфильмом, который снимали вместе с детьми  мастерицей натурального крашения Лидой Костаревой.

- Что детям дают занятия в твоей мультстудии?

- Понятно, что не каждый ребёнок станет в будущем мультипликатором или художником. Главное, что останется - это приятные воспоминания, которые могут помочь в трудную минуту. Еще они учатся не стесняться. Иногда приходят и заявляют, что не умеют рисовать. Это потому что взрослые уже успели заложить им в головы определенные клише, от которых страшно отступить. А потом они раскрепощаются - и создают маленькие шедевры, начинают верить в себя.

Есть у меня те, кто приходит изредка, а есть и постоянные ученики. Например, есть 14-летний мальчик, который не только рисует, но и часто экспериментирует с музыкой и звуками. Поэтому некоторые мультфильмы можно ему уже смело доверить. Например, озвучивать мультфильм про веря и старинные вещи он будет сам.

Мне, как педагогу, за три года существования студии, запомнилось много прекрасного. А на память останутся многочисленные забавные мультфильмы и фотографии.

- Кто твои учителя?

- Это педагоги с факультета искусств. Они открыли мне целый мир. Анжела Разманова, Ирина Земцова, Надежда Гагиева, Наталья Зинченко, многие другие. Мне нравится народно-прикладное искусство, особенно увлеклась прялками, даже купила одну в деревне. Мне очень интересно, как раньше жили люди, откуда брались художники, как эти мастера из народа могли так расписывать прялки и не только их. А мы тут сидим - люди с высшим образованием - и копируем, изучаем это и восхищаемся. А они творили не задумываясь.

- Что для тебя Год культуры, объявленный в Коми?

- Для меня это лето оказалось по-настоящему очень культурным. Я побывала в коми деревнях с проектом "Родовой пас", пленэром ""Клюква, залипала там в музеях, это были этнографические поездки. Была в Удмуртии. Дома в этом году совсем не сижу. Лично для меня Год культуры удался.

 

Фото ИА "Комиинформ" и студии "Не сон"

По материалам ИА "Комиинформ"

16 ноября 2018

Культура